Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Модульная технология обучения (МТО)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


управлению процессом усвоения ма¬териала;

• диагностика учебного процесса.

Наконец, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (Г. К. Селевко):

Концептуальность. Каждой педагогической технологии долж¬на быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образователь¬ных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать все¬ми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

2. Теоретические характеристики современных педагогических...

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективны¬ми по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (по¬вторения, воспроизведения) педагогической технологии в дру¬гих однотипных образовательных учреждениях, другими субъек¬тами.

2.2. Классификация педагогических технологий

В специальной литературе представлены несколько классифи¬каций педагогических технологий — В. Г. Гульчевской, В.П. Бес-палько, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систе¬матизировал Г.К. Селевко (рис. 1). Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором сис¬темы.

• По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) тех¬нологии.

• По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософ¬ские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, сво¬бодного воспитания и принуждения и другие разновидности.

• По ведущему фактору психического развития: биогенные, со¬циогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкрет¬ная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна.

Межпредметные познавательные задачи — академическая струк¬тура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные методы обучения обеспечивают нередко более естественное тече¬ние познавательных процессов, а как интегрирующее средства об¬ладают большими возможностями.

3.11. Технологии модульного обучения 3.11.1. Понятие «обучающий модуль»

Термин «модуль»- пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информа¬ционным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезау¬русе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модуль¬ный метод, модульная подготовка модульное расписание, модуль¬ный подход.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебно¬го материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атри¬бутивных характеристик.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с пред¬ложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирую¬щей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?

Исходя из того что модуль — это относительно самостоятель¬ная часть какой-нибудь, системы, несущая определенную функци¬ональную нагрузку, то в теории обучения это) определенная «доза» информации или действия», достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специали¬ста (Ю.Т Тимофеева). Учитывая вышеизложенное, можно дать сле¬дующее определение модуля.

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познава¬тельный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, уме¬ний и навыков, сформированных в результате овладения обучае¬мыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характе¬ристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (инфор¬мационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как це¬лые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкур¬сы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабо¬раторное практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы,, технологические и педагогические практики, курсовые и диплом¬ные работы.

На рис. 18 представлена структурная схема обучающего моду¬ля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабора¬торных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь со¬ответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде АОС, САПР, пакета прикладных программ. Завершающим этапом рабо¬ты должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических школьных занятиях, при кур¬совом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.

Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и нагляд¬ной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.

Рис. 18. Структурная схема обучающего модуля

Обычно строение модуля какой-либо дисциплины имеет следу¬ющий вид:

3.11.2. Принципы модульного обучения

Теория модульного обучения базируется на специфических прин¬ципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из со¬держания обучения обособленных элементов; динамичности; действен¬ности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности (ПА Юцявичене). Рассмотрим подробнее каждый.

Принцип модульности определяет подход к обучению, отражен¬ный в содержании, организационных формах и методах. В соот¬ветствии с этим принципом обучение строится по отдельным фун¬кциональным узлам — модулям, предназначенным для достиже¬ния конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.

• Учебный материал нужно конструировать таким образом, что¬ бы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся по¬ставленных перед ним дидактических целей;

• Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

• В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению на¬ меченной цели.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках моду¬ля как единую целостность, направленную на решение интегриро¬ванной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру.

Данный принцип сходен с принципом деления учебного мате¬риала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обу¬чении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связан¬ные, изложенные в обязательном порядке постепенного их услож¬нения, части.

При модульном обучении наименьшей единицей содержания обу¬чения считают определенную тему конкретного курса или фраг¬мент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и назы¬ваемый элементом модуля.

Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педа¬гогических правил.

В интегрированной дидактической цели надо выделять струк¬туру частных целей;

• достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

• совокупность отдельных частных целей, одной интегрирован¬ной дидактической цели должна составлять один модуль.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение со¬держания модулей, с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение соци¬альных, общетехнических знаний и даже время от времени застав¬ляют заною взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инерт¬ность, присущая всем звеньям образования, является

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»