←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
управлению процессом усвоения ма¬териала;
• диагностика учебного процесса.
Наконец, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (Г. К. Селевко):
Концептуальность. Каждой педагогической технологии долж¬на быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образователь¬ных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать все¬ми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
2. Теоретические характеристики современных педагогических...
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективны¬ми по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (по¬вторения, воспроизведения) педагогической технологии в дру¬гих однотипных образовательных учреждениях, другими субъек¬тами.
2.2. Классификация педагогических технологий
В специальной литературе представлены несколько классифи¬каций педагогических технологий — В. Г. Гульчевской, В.П. Бес-палько, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систе¬матизировал Г.К. Селевко (рис. 1). Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором сис¬темы.
• По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) тех¬нологии.
• По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософ¬ские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, сво¬бодного воспитания и принуждения и другие разновидности.
• По ведущему фактору психического развития: биогенные, со¬циогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкрет¬ная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна.
Межпредметные познавательные задачи — академическая струк¬тура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные методы обучения обеспечивают нередко более естественное тече¬ние познавательных процессов, а как интегрирующее средства об¬ладают большими возможностями.
3.11. Технологии модульного обучения 3.11.1. Понятие «обучающий модуль»
Термин «модуль»- пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информа¬ционным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезау¬русе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модуль¬ный метод, модульная подготовка модульное расписание, модуль¬ный подход.
Модульный подход обычно трактуется как оформление учебно¬го материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атри¬бутивных характеристик.
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с пред¬ложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирую¬щей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.
Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?
Исходя из того что модуль — это относительно самостоятель¬ная часть какой-нибудь, системы, несущая определенную функци¬ональную нагрузку, то в теории обучения это) определенная «доза» информации или действия», достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специали¬ста (Ю.Т Тимофеева). Учитывая вышеизложенное, можно дать сле¬дующее определение модуля.
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познава¬тельный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, уме¬ний и навыков, сформированных в результате овладения обучае¬мыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и профессиональную характе¬ристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (инфор¬мационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как це¬лые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкур¬сы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабо¬раторное практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы,, технологические и педагогические практики, курсовые и диплом¬ные работы.
На рис. 18 представлена структурная схема обучающего моду¬ля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабора¬торных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь со¬ответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде АОС, САПР, пакета прикладных программ. Завершающим этапом рабо¬ты должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических школьных занятиях, при кур¬совом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.
Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и нагляд¬ной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.
Рис. 18. Структурная схема обучающего модуля
Обычно строение модуля какой-либо дисциплины имеет следу¬ющий вид:
3.11.2. Принципы модульного обучения
Теория модульного обучения базируется на специфических прин¬ципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из со¬держания обучения обособленных элементов; динамичности; действен¬ности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности (ПА Юцявичене). Рассмотрим подробнее каждый.
Принцип модульности определяет подход к обучению, отражен¬ный в содержании, организационных формах и методах. В соот¬ветствии с этим принципом обучение строится по отдельным фун¬кциональным узлам — модулям, предназначенным для достиже¬ния конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.
• Учебный материал нужно конструировать таким образом, что¬ бы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся по¬ставленных перед ним дидактических целей;
• Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
• В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению на¬ меченной цели.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках моду¬ля как единую целостность, направленную на решение интегриро¬ванной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру.
Данный принцип сходен с принципом деления учебного мате¬риала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обу¬чении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связан¬ные, изложенные в обязательном порядке постепенного их услож¬нения, части.
При модульном обучении наименьшей единицей содержания обу¬чения считают определенную тему конкретного курса или фраг¬мент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и назы¬ваемый элементом модуля.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педа¬гогических правил.
В интегрированной дидактической цели надо выделять струк¬туру частных целей;
• достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
• совокупность отдельных частных целей, одной интегрирован¬ной дидактической цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение со¬держания модулей, с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение соци¬альных, общетехнических знаний и даже время от времени застав¬ляют заною взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инерт¬ность, присущая всем звеньям образования, является
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|