Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Модульная технология обучения (МТО)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


опираются на обще-дидактические и взаимосвязаны с ними.

3.11 3. Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении

Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессио¬нальными, педагогическими и дидактическими задачами, опреде¬ление для всех компонентов целесообразных видов и форм обуче¬ния, согласование их во времени и интеграция в едином комплек¬се. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных об¬щей теме учебного курса или актуальной научно-технической про¬блеме. Границы модуля определяются установленной при его раз¬работке совокупностью теоретических знаний и навыков, практи¬ческих действий, необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса.

Обычно семестровый курс (40—50 лекционных часов) делят на 10—12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд тем, по которым проводят коллоквиумы. В лучших зарубежных вузах модульное деление строится на основе строгого системного анализа понятийного аппарата дисциплины, что дает возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри курса и в смеж¬ных дисциплинах, сократить объем курса на 30 % и более.

Модуль — самостоятельная структурная единица и в некоторых случаях студент может слушать не весь курс, а только ряд модулей.

Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навы¬ков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Та¬кой перечень, или характеристика входа, служит основой для со¬ставления программы предварительного контроля, который мож¬но выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой. В результате такого контроля студент не получает оценку, но имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Внутри одного курса завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит предварительным кон¬тролем для следующего.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюст¬ративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литерату¬ры. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвое¬ния материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.

Информация, входящая в модуль, способна иметь самый ши¬рокий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и еди¬ной целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели. Поскольку задачи обучения могут со време¬нем изменяться, а учебный материал периодически пересматрива¬ется и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и тех¬ники, в структуре модуля заложены постоянная, базовая компо¬нента и вариативная часть. Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины — явления, закон, струк¬турный план и т.д., или группу взаимосвязанных понятий. Вариа¬тивность зависит как от изменения и обновления содержания ин¬формации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.

В свете вышесказанного очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая ме¬тодическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикой объем знаний, навыков и умений студентов.

3.11.4. Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении

Для оценки знаний при модульном обучении используется но¬вая, более прогрессивная система, которая состоит в замене тра¬диционного дискретно-сессионного контроля на непрерывно на¬бираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой.

Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то ка¬чества человека. Следовательно, рейтинг обученное студента — это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека. Дадим следующее определение рейтинга студента:

рейтинг — это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Рейтинги широко применяются в окружающей нас жизни. Ме¬тодики их определения разнообразны, различна и степень сложно¬сти этих методик. Такое же положение вещей и в системах рейтин¬говых оценок при модульном обучении.

В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний студента при проведении контрольных мероприятий. В этом слу¬чае базовая цена модуля известна (рассчитана) заранее. В других же показатель определяется по довольно сложным формулам с уче¬том стартового оценочного показателя знаний студента, ожидае¬мой оценки качества выполнения испытания и других величин.

В первом случае сумма баллов, полученных по модулю (или по частям модуля) в процессе обучения и на экзаменах, с учетом кор¬ректирующих коэффициентов, составит итоговый рейтинг по дис¬циплине, а рейтинг по всем дисциплинам семестра составит сум¬марный рейтинг, который и будет внесен в рейтинг-лист.

Во втором случае рейтинг студента R вычисляется по формуле

где Rстар — стартовый рейтинг;

К— коэффициент значимости (весомости) контрольного испы¬тания,

Sож — ожидаемая оценка качества выполнения испытания;

S — реальная оценка качества выполнения испытания.

Для вычисления рейтинга абитуриента и Sож (с учетом К) суще¬ствуют специальные формулы и таблицы.

Абсолютные величины S даются в пятибалльной оценке и могут быть дробными, К выражается 2-разрядной величиной; а К— 3-раз¬рядной.

Фиксированные точки, этапы обучения определяют вид конт¬роля и, как следствие — вид рейтинга. По этапу контроля предус¬матривают следующие виды контроля:

• текущий;

• промежуточный,

• итоговый.

Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель студента — набрать мак¬симальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно, именно здесь. Текущий контроль дает до 30—35 % общей максималь¬ной оценки в баллах, промежуточный (рубежный) — 20—25 %, прак¬тические занятия и курсовая работа — до 25 %. Доля баллов, полученных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки учебного труда студента. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.

В ряде систем промежуточный контроль отсутствует. В разных модификациях системы рейтинговой интенсивной технологии рейтингового обучения (РИТМ) в зависимости от видов применяемого контроля используется различная классификация рейтинга на нее влияет также и различная методика расчета рейтинга.

По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.

Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний студентов в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла.

Технический рейтинг — складывается из оценок текущих раб (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах. Он служит для проверки технических умений и навыков сту¬дентов при решении типовых стандартных задач.

Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводи¬мых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уров¬ня усвоения теоретического материала.

Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно получать доказа¬тельства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для при¬обретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей специ¬альности. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те студенты, суммарный рейтинг которых позволяет им пре¬тендовать на хорошую и отличную оценку. Аналогичным способом набрать баллы теоретического рейтинга могут только студенты, име¬ющие минимум баллов по техническому рейтингу.

Каковы могут быть методы контроля? Текущий контроль прово¬дится преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные рабо¬ты, позволяющие установить уровень знаний студента, стабиль¬ность выполнения им учебного графика, его активность.

Кроме приведенных выше, различают три типа рейтинговых оце¬нок качества обучения студента:

• по конкретному учебному предмету (временный рейтинг);

• по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг);

• в целом по всем кафедрам (общий рейтинг).

Рассмотрим методику определения предметного рейтинга для оцен¬ки качества обучения студента в семестре или за весь курс обучения.

Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполнен¬ных студентом заданий в процессе изучения им данного предмета. Величина оценки выбирается самим преподавателем, он описыва¬ет, при каком качестве выполнения данного задания какая студен¬ту положена оценка. Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»