Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Модульная технология обучения (МТО)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


задания в течение семестра дает макси¬мально возможную семестровую сумму, а по окончании изучения предмета, например, в течение нескольких семестров, накапливается итоговая предметная рейтинговая сумма — предметный рей¬тинг студента.

Преподаватель определяет сумму максимальных рейтинговых" по всем контрольным заданиям своего учебного предмета, которая и представляет максимальное значение рейтинговой шкалы обученности студента за один семестр — его RSmax. Далее преподаватель устанавливает шкалу оценок: R. — итоговый предметный рейтинг студента.

Поскольку студент изучает и другие предметы, то целесообраз¬но для одной специальности по всем предметам назначить одни и те же числовые параметры К1,К2,КЗ и К4. После этого преподава¬тель делает пометку: «Данный предметный рейтинг студента опре¬деляется после обучения в течение программного времени Т».

На этом подготовка рейтинговой шкалы самим преподавателем-предметником закончена. Ее только нужно нормализовать в диа¬логе с ПЭВМ, чтобы можно было унифицировать рейтинговые шкалы для всех предметов, которые изучают в течение семестра студенты одной и той же специальности. В ПЭВМ вводят следую¬щие данные:

• число рейтинговых измерений;

• значение параметров К1, К2, КЗ и К4;

• максимально возможные рейтинговые показатели для перво¬го, второго и т.д. измерений.

После этого ПЭВМ просчитывает показатели рейтинговой шка¬лы так, итоговый предметный рейтинг RSmax был стандартный для данной специальности, например RSmax = 1000. В результате полу¬чают унифицированную шкалу рейтинга.

Перед началом учебного процесса для студентов вывешивают по каждому учебному предмету унифицированную предметную рей¬тинговую шкалу и перечень требований к качеству выполнения кон¬трольных заданий.

В ходе учебного процесса рядом с этими двумя документами вывешивают списки студентов данной специальности и курса с по¬казателями рейтинговых приращений в течение прошедшего меся¬ца. То есть осуществляется ежемесячный мониторинг успешности обучения студентов по данному учебному предмету, который акти¬визирует самостоятельную работу студента.

Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю и студен¬ту. Преподавателю остается только сопоставлять качество выпол¬нения студентами контрольных заданий и выставлять рейтинговые оценки. Таким образом, исчезает фактор предвзятости преподава¬теля, субъективизм, побуждающий студента адаптироваться к «сла¬бости» преподавателя ради получения положительной оценки. В результате у студента возникает желание готовить себя к професси¬ональной работе творчески, с большей интеллектуальной самоот¬дачей.

Преподаватель завершает обучение студента по рейтинговой си¬стеме сдачей конечной ведомости, в которой вместе с итоговым предметным рейтингом каждому студенту выставляется его итого¬вое ранг-место, которое он занял по данному предмету среди сту¬дентов его специальности и курса, и итоговую пятибалльную оценку (либо за семестр, либо за все время обучения по данному предме¬ту). В этой же ведомости он записывает максимально возможный итоговый предметный рейтинг (RSmax = 1000) и время Т, выделен¬ное на изучение данного учебного предмета в отчетном семестре.

Форма ведомости предметного рейтинга студентов представлена на рис.19. В нее введены следующие условные обозначения:

imax— количество студентов в группе (на специальности, курсе),

RSmax — максимально возможное значение предметного рейтин¬га, которое можно было получить за усвоение материала данного учебного предмета,

i — номер студента в контингенте учащихся;

К — номер кафедры (порядковый принимается по решению ка¬федр и ректората соответственно);

р — номер учебного предмета конкретной кафедры;

Р — ранг студента, т. е. место занимаемое им по рейтинговому показателю;

Рис. 19. Форма ведомости предметного рейтинга студентов

Tpk — количество часов, отведенное на р-предмет k-кафедры в учебном плане.

Проставляются так же даты начала преподавания этого предме¬та и проведения рейтингового контроля. Ведомость может быть стар¬товой, если предмет будет преподаваться и в следующих семест¬рах, промежуточной, если предмет преподавался уже не первый семестр, и финишной, если предмет преподавался последний или один семестр.

Такая ведомость позволит осуществлять предметно-рейтинговый мониторинг успешности обучения студента в течение семестра.

Мониторинг — рейтинговое отображение динамики качества обучения по результатам рейтингового контроля по модулям (Ml, М2, МЗ, М4, М5), рубежный окончательный в данном семест¬ре рейтинговый контроль (Рм).

Изучение преподавателем этой ведомости после ее окончатель¬ного заполнения позволяет изучать динамику обучения каждого студента и сопоставлять ее со среднестатистическими данными по группе и курсу, судить об успешности проведенных в семестре за¬нятий и ввести коррективы в преподавательскую работу. На этом завершается основная часть рейтинговой технологии обучения.

Кроме предметного рейтинга, могут определяться кафедраль¬ный и общий семестровый рейтинг студента, которые учитывают¬ся при распределении между студентами привилегий (материаль¬ная помощь, назначение специальных стипендий, надбавок, рас¬пределение путевок, плата за обучение и т.п.).

С помощью мониторинга общего рейтинга обученности студен¬та в течение всего периода обучения в вузе можно проследить дина¬мику качества профессиональной подготовки студента от семестра к семестру. Ученый совет факультета и деканат могут пользоваться этими рейтинговыми показателями при распределении студентов на практику, работу, в аспирантуру и т.д.

Таким образом осуществляется рейтинговая технология получе¬ния и анализа результатов обучения студентов в вузе.

Рейтинговая система контроля знаний студентов при модульной системе обучения позволяет:

• упростить процедуру непрерывного контроля знаний;

• получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент;

• прогнозировать положение дел у студента на некоторые временные периоды;

• регулировать учебный процесс в соответствии с программны¬ми целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;

• стимулировать активное приобретение знаний студентами, вы¬являть лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся;

• определять статус студента, группы, потока в глазах самих студентов, преподавателей, руководителей учебного процесса;

• создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем, внедрения различных уровней обу¬чения (обязательной и производительной, базовой и профессио¬нальной программ обучения);

• использовать а процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику;

• свободно выбрать в соответствии со способностями и наклонностями студента уровень и направленность подготовки;

• создать новую среду для разработки эффективного методичес¬кого обучения; повысить производительность труда участников про¬изводительного процесса.

3.11.5. Преимущества модульного обучения

Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебно¬го процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготов¬ки специалистов.

К числу преимуществ данного метода обучения относятся:

• обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

• системный подход к построению курса и определению его со¬держания;

• гибкость структуры модульного построения курса;

• эффективный контроль за усвоением знаний студентами;

• выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;

• быстрая дифференциация студентов: различаются «усреднен¬ные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. сту¬денты курса;

• резко упрощается отбор кандидатов в аспирантуру, исключа¬ется продвижение не очень способных, но активных студентов;

• при значительном сокращении времени лекций и поиске но¬вых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходи¬мые знания, навыки и умения в своей предметной области.

Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изу¬чение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю прак¬тических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Возникает необходимость в новых формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой студент получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проек¬тирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий.

При комплексном рассмотрении содержания обучающих моду¬лей исключается дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элемен¬тов научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.

Взаимосвязь различных форм обучения при модульной органи¬зации учебного процесса позволяет целенаправленно управлять на¬учно-методической работой преподавателя и определять узкие мес¬та методического или программного обеспечения, лабораторной базы кафедры. Кроме того, наглядность структуры курса «прояв¬ляет» перспективные направления их совершенствования и позво¬ляет научно обоснованно планировать

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»