решению данной проблемы.
2. определить основы и выявить условия возбуждения интереса учащихся.
3. разработать теоретические рекомендации по возбуждению интереса школьника с помощью "ТРИЗ"
Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Гипотеза: возбуждение интереса школьника в условиях школы будет успешным, если:
поддерживать в ученическом коллективе необходимую для творчества атмосферу;
избегать неодобрительной оценки творческих попыток;
поощрять свободу, самостоятельность, инициативу, идею;
формировать изобретательскую деятельность учеников;
формировать потребность в изобретательской деятельности.
Программа содержит только теоретическую часть.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
Рассмотрим наиболее ценные идеи и методы "ТРИЗ". Метод активизации творчества - метод фокальных объектов, состоящий в том, что признаки выбранных объектов переносят на данный объект, в результате чего получаются необычные сочетания. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.
Также можно предложить пятиуровневую шкалу решения изобретательских задач. В задачах первого уровня объект (устройство или способ) не изменяется (лишь усиливаются какие-либо функции). На втором уровне объект изменяется, но не сильно. На третьем уровне объект изменяется сильно, на четвертом он меняется полностью, а на пятом меняется вся техническая система, в которую входил объект.
При разработке методов и приемов решения изобретательских задач проанализировано большое число реально существующих патентов и изобретений, что делает технологию "ТРИЗ" достаточно практичной и эффективной для обучения.
Некоторые приемы устранения технических противоречий:
принцип дробления объекта на части;
принцип универсальности, совмещения функций (например, ручка от портфеля одновременно служит эспандером);
принцип матрешки (один объект размещен внутри другого);
принцип динамичности объекта (характеристики объекта должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы);
принцип замены электронной системы на механическую, акустическую, оптическую или другую.
Задача заключается не в подготовке школьника для выполнения стандартных операций, а в воспитании творческих личностей.
IV. Проект учебного плана.
Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:
1. продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2. полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
3. распределение предметов по годам обучения;
4. количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5. количество часов в неделю на изучение каждого предмета.
Опишем проект учебного плана класса с уклоном на изучение математики и информатики (с 4 класса по 11 класс).
1. пусть продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул соответствует общепринятым;
2. основные: русский язык, литература, алгебра, геометрия, физика, астрономия, информатика, труд, история, биология, химия, география, МХК (музыкальная и художественная культура), рисование, черчение, физкультура, английский язык (именно английский, потому что в информатике используется только английский язык).
V. Технология анализа урока.
Деятельность учителя Деятельность
организаторская обучающая воспитательная ученика
1 Выполнение намеченного плана урока Реализация принципа научности Нравственная и мировоззренческая направленность Уровень познавательной активности
2 Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО Четкость осуществления принципа наглядности Формирование общеучебных навыков Наличие интереса к уроку, предмету
3 Реализация основных психологических и гигиенических требований Реализация принципа прочности, осознанности, системности ЗУНа Работа над культурой речевого поведения Степень самостоятельности
4 Наличие эффективной обратной связи с учащимися Соблюдение принципов прочности, осознанности, посильности Влияние урока на интелектуальное развитие ученика Умение вычленять ведущие цели в учебном материале
5 Уровень педагогического и методического мастерства Реализация принципа проблемности Соблюдение физических и гигиенических требований Уровень аналитических умений и навыков
6 Уровень оформления документации к уроку (журнал, тетради, план урока) Осуществления принципа связи теории с практикой Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью Развитие навыков коллективной работы
7 Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность правильность и т.д.) Оптимальность выбора и степень достижения главной цели Эстетическое воздействие урока на учащихся Развитие речевых орфографических и др. навыков
8 Рациональное использование времени урока Правильность выбора методов и форм обучения Использование воспитательных возможностей оценок Умение работать на доске
9 Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя Контроль за ЗУНом Стиль руководства учениками Организованность и дисциплинированность
10 Соблюдение правил охраны труда Оптимальность домашних заданий и эффективность доведения их до учащихся Воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке Внешний вид учащихся
Если эффективность урока 75-80%, то проведен он отлично, если – 65-75%, то урок проведен хорошо, если ниже 65% то урок проведен удовлетворительно.
Самоанализ урока
РАССМОТРЕТЬ:
1. Цель урока, поставленную учителем (триединая цель: воспитывающая, обучающая, развивающая).
2. Реальность ее выполнения в границах данного урока, ее связи с целями предыдущих уроков.
3. Определить тип урока, его соответствие содержанию, влияние этого соответствия на формирование конечного результата.
I этап урока: ¬– (приветствие учителя, общее состояние класса, проверка отсутствующих, установка внимания). Соответствие приемов воздействия на класс дидактической задаче.
II этап – фронт. Проверка домашнего задания, соответствуют ли методы проверки содержанию домашнего задания, качество выполнения.
III этап – индивидуального учета знаний (уровень развития мышления, технические навыки, вплоть до умения ребят вести себя у доски).
РАССМОТРЕТЬ:
структуру вопросов учителя и его влияние на структуру учащегося;
соответствие вопросов общим задачам обучения, воспитания, возможности учеников;
связь между ответами ученика и объективностью оценки;
связь между ответами учителя стимулировать ответ ученика и качеством этого ответа;
способствует ли форма организации деятельности всех учащихся класса индивидуальной работе с вызванным к доске учеником и насколько эффективное влияние оказывает индивидуальная работа с учеником на групповую или фронтальную.
отношение учителя к ошибкам ученика.
ВЫВОД:
Как такая работа позволяет сделать вывод о том, насколько реальный результат данного типа соответствует эталонной дидактической задаче и влияет на следующий этап урока.
IY этап – подготовка к восприятию нового материала.
Критерии этапа:
интерес учащихся;
организационная четкость познавательной деятельности, ее целенаправленность;
практическая значимость материала и учебной проблемы.
Y этап – усвоение новых знаний.
КРИТЕРИИ:
соответствие содержания требованиям государственных программ;
умение учителя выделить наиболее важное;
научность, доступность, обоснованность;
связь учебного материала с жизнью;
плотность урока, познавательная активность;
воспитывающая, развивающая ценность учебного материала.
МЕТОДЫ:
соответствуют активации мыслительной деятельности учащихся.
РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
понимание нового материала учащимися;
речь учащихся, умение анализировать и синтезировать, самостоятельно применять знания;
YI этап - анализ этапа информации учащихся о домашнем задании, подведение итогового урока.
объем домашнего задания;
соответствие;
дифференцированный подход;
психологический настрой учащихся.
4 ПРАВИЛА ЗАДАВАНИЯ НА ДОМ:
1. отводить определенное время;
2. задавать при полном внимании учащихся;
3. содержание должно быть понятным всем;
4. разъяснять так, что бы было понятно, что нужно сделать и как сделать.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ:
1. качество знаний;
2. уровень воспитанности и развитости учеников, связь с триединой дидактической целью;
3. умение идти от части к целому или наоборот;
4. от свойства к самому предмету;
5. от процесса к причине и наоборот.
ДАТЬ ОБЩУЮ ОЦЕНКУ УРОКА, СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СРОКАМИ ИСПОЛНЕНИЯ.
|
|