Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Мотивация педагогической деятельности

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 



Скачать реферат


себе должность учителя создает лишь условия для автори¬тета, но автоматически его не обеспечивает. Подлинный авто¬ритет опирается на характеристики учителя как субъекта деятельности и общения и на особенности его личности, кото¬рые мы обсудили выше: демократический стиль сотрудничест¬ва с учащимися, эмпатия, способность к открытому общению, позитивная Я-концепция учителя, его стремление к внутрен¬нему росту. В то же время следует избегать ложного автори¬тета, который возникает, если учитель использует в общении несвойственные ему роли и даже маски.

Перейдем к обсуждению еще одной интегральной характе¬ристики личности учителя – его творческого потенциала.

Если считать вариативность способов решения педагогиче¬ских задач одним из проявлений творчества, то его осуществ¬ляет каждый учитель, ежедневно входя в класс. Иными слова¬ми, неадекватность типовых приемов педагогической деятель¬ности бесконечно многообразным педагогическим ситуациям объективно стимулирует учителя к творчеству.

Обратимся к психологическому пониманию сущности творчества. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций зна¬ний, умений, продуктов.

Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня твор¬чества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Выделяют разные звенья, стадии, фазы творческого про¬цесса. Назовем некоторые из них: потребность в новой идее, выделение проблемы, отказ от первого, как бы напрашиваю¬щегося решения ради поиска каких-то других путей; переход от рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждение, отход от внутреннего ограничения рамок возможных решений; свободные умозрительные рассуждения; после постановки проблемы занятие новой, возможно, произ¬вольной позиции, затем возвращение обратно и воссоздание, критический анализ логического пути между новой позицией и отправной точкой; поиск, распознавание и выбор нужной комбинации среди множества других возможных; многократные усилия по приближению решения, приходящего чаще всего внезапно; кристаллизация решения.

В литературе широко обсуждается вопрос о том, какие признаки личности позволяют считать ее творческой. Учите¬лю они могут понадобиться в ходе его самоанализа. Приведем некоторые из них: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевид¬ное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; отказ от ориентации на авторитеты; способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; отказ от категорических суж¬дений, деления на белое и черное; готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободно¬му переключению мыслей от движения в одном направлении к движению в обратном, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способ¬ность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний), а также способ¬ность к свертыванию операций, обобщению и отбрасыванию несущественного. Некоторые ученые (В. В. Давыдов) к при¬знакам творчества относят способность увидеть целое раньше, чем детали, способность к переносу функции одного предмета на другой.

Условия творчества учителя раскрыты рядом авторов (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик), Они указывают на вре¬менную спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; сопряженность творчества учителя с творчеством учащихся и других учителей; отсроченность результата и необходимость его прогнозировать; атмосферу публичного выступления; необходимость постоянного соотнесения стандартных педаго¬гических приемов и нетипичных ситуаций.

Виды творчества учителя можно связать с указанными вы¬ше блоками профессиональной компетентности. В педагогиче¬ской деятельности это будет диагностическое и методическое творчество (поиск и нахождение новых способов изучения учащихся, применение и создание новых диагностических приемов; новые сочетания методов обучения). В педагогиче¬ском общении – это коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе уча¬щихся и т. д.). В сфере личности – это самореализация учителя на основе осознания себя творческой индивидуаль¬ностью, определение индивидуальных путей своего про¬фессионального развития, построение программы самосовер¬шенствования.

Говоря об учителе, что он работает творчески, целесооб¬разно определить и уровень этого творчества. Приведем ряд данных психологов об уровнях педагогического творчества, мастерства.

Ученые выделяют следующие уровни педагогического творчества: первый уровень творчества – это уровень элемен¬тарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее резуль¬татам. Но он действует “по методичке”, по шаблону, по опыту других учителей. Второй уровень – это уровень опти¬мизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения. Третий уровень – эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он работает с ними лишь постольку, по¬скольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития класса. Выделяют уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический уровень, личностно самостоятельный.

Таким образом, педагогическое творчество само по се¬бе – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существенно¬го опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситу¬ации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.

Живой интерес вызывает в школе обсуждение вопроса о соотношении мастерства и творчества в труде учителя.

Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждения народного образования, который характе¬ризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.

Слова “передовой педагогический опыт” часто употребляются в разных смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство учителя, хороший пе¬дагогический результат. При этом опыт учителя может и, не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но являет¬ся хорошим образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое учителем-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более узком и строгом смысле отно¬сят только такую практику, которая содержит в себе эле¬менты творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он прокладывает новые пути в школьной практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распрост¬ранению в первую очередь.

Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, учитель обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, учитель-Мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику школ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и рас¬пространять опыт педагогов-новаторов.

Известно, что педагогическое мастерство и педагогическое творчество тесно связаны, но не тождественны.

Здесь возможны разные их отношения, например, и такие: устоявшееся мастерство без склонности к новым решениям и творчество как следствие дефицита общеизвестных решений при недостаточном мастерстве


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»