Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Музыкальные занятия и их роль в коррекции речевых нарушений

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ФАКУЛЬТЕТ: педагогики, психологии и права

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ЛОГОПЕДИЯ

РЕФЕРАТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи»

ТЕМА : «Музыкальные занятия и их роль в коррекции речевых нарушений».

Студентка: Никишина Ольга

Николаевна

5 курс (набор 2003)

Москва, 2005

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Музыкотерапия в России………………………………………………………4

Цели музыкальных занятий, условия их проведения…………………….….4

Музыкальные занятия как средство развития речи детей………………..…7

Заключение…………………………………………………………………....13

Список литературы ……………………………………………………..…....14

Введение

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах.

В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла достойное место.

Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля. Интересными были доклады психотерапевтов из Германии, которые приезжали в Ростов-на-Дону в мае 1995 г. Их лекции вызвали интерес среди ученых и студентов консерватории, педагогического и медицинского университетов.

Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т. д., а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.

Музыкотерапия в России

В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались.

Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям, которым еще нет и года. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.

Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими, включают основные пункты тренировочных программ.

Цели музыкальных занятий, условия их проведения

Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществлялась в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение (чтение под музыку) заикающихся детей.

Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;

2) лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;

3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

Цели стимуляции музыкой могут быть различными:

1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.

2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.

3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым.

Для музыкальных занятий необходима группа детей и, как минимум, двое взрослых - один за инструментом, другой с детьми в зале. Кроме них в занятии могут участвовать ассистенты, их число должно соответствовать количеству детей, требующих индивидуального внимания. Желательно, чтобы часть группы составляли говорящие дети, если это невозможно, увеличивается число взрослых. Занятие должно проходить в атмосфере высокой эмоциональности, чтобы увлечь детей, тогда они будут петь с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы все взрослые были искренне вовлечены в происходящее на занятии, делали все с удовольствием. Только тогда педагоги сумеют "заразить" своим настроением детей.

Музыкальные занятия как средство развития речи детей

Музыкальное занятие - это не просто последовательность упражнений, это каждый раз цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом. Построение занятия зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие проблемы должны решаться на данном этапе. Например, если в группе есть ребенок со страхами или нарушением общения, которого нужно вовлечь в общее действие, занятие начинается со спокойной, нерезкой музыки, дети слушают, плавно переходя от одной игры к другой. Постепенно интенсивность действия нарастает, дети активнее включаются в занятие (поют, играют на музыкальных инструментах). Некоторые элементы должны обязательно присутствовать на каждом занятии: это движение под разную музыку, чтобы ребенок вошел в мир музыки, услышал ее и при этом понял или вспомнил, что разной музыке соответствуют разные типы движения (под марш дети ходят, под вальс кружатся и т.д.). После этого дети садятся полукругом около пианино и поют, некоторые песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах. На некоторых этапах пение полезно начинать с распевания. Важно также позволить детям отдаться во власть ритма, например, при игре на шумовых инструментах (маракасах, трещотках).

Кульминационная часть занятия - хороводные танцы. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые "отрешенные" дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребенок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные. Заканчивается занятие снова спокойной музыкой или игрой. В этой ритмической организации занятия и состоит главная роль музыкотерапевта.

На занятиях исполняются разные хороводные танцы. Существенными чертами этих танцев является то, что все видят всех, что есть моменты, когда все держатся за руки, что в тексте песен есть повторяющиеся части. Мелодия должна быть увлекающей, но достаточно плавной.

Занятия с каждым новым ребенком строятся в два этапа: вначале ребенок постепенно вовлекается в групповые музыкальные действия, и только после этого начинается целенаправленная стимуляция речи.

Вначале педагог старается заинтересовать ребенка общими играми, а не требовать выполнения заданий. Для некоторых детей важно несколько первых занятий посидеть на стуле и присмотреться,

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»