Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Народная игровая культура как педагогическое явление

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


План

1. Актуальность проблемы

2. Проблема изучения народной игровой культуры, как педагогического явления.

2.1. Понятия: культура, игра, народная игра, народная игровая культура.

Явления: педагогическое, потенциал народной игры.

2.2. Самоценность народной игры, как педагогического явления.

3. Доказательство ценности народной игровой культуры, как педагогического явления.

3.1. Анализ народной игры из источника «Подвижные игры».

3.2. Дополнение к разделу учебника по дошкольному воспитанию

4. Сценарии народных игр, способствующих воспитанию.

5. Список использованной литературы.

Выбирая тему «Народная игровая культура, как педагогическое явление», я ставила перед собой две цели. Во-первых, попытаться доказать, что народная игровая культура действительно имеет огромные воспитательный потенциал в теории и практике дошкольного образования. Во-вторых, разобраться и лучше понять самой, что именно дает народная игровая культура дошкольникам, какие качества она воспитывает и как влияет на их общее развитие.

Безусловно, я считаю, что ценность народной игровой культуры состоит именно в том, что она имеет огромный педагогический потенциал в дошкольной образовательной практике. Но я хочу понять, как именно народная игра влияет на развитие ребенка, почему ее не может заменить во всем обычная сюжетно-ролевая игра, почему дети во все времена играли и играют в «салки», «жмурки», «фанты». Чем же так интересна, уникальна именно народная игра? Почему и взрослые порой не прочь поиграть в нее?

Актуальность проблемы

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику. Новая концепция дошкольного воспитания ориентировала педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека исходя из этого задача педагога состоит не в подготовке ребенка к школе, а в обеспечении условий для полноценного проживания этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие дошкольных форм деятельности, прежде всего, конечно, игры.

В связи с переходом от единой государственной программы к вариативному образованию и с появлением множества альтернативных программ для дошкольных учреждений особую актуальность приобретает вопрос об едином для всех программ источнике детского развития, к которому можно обращаться снова и снова, который проверен временем. Я думаю, что таким источником является народная игровая культура. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.

Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки являлись средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей особенно дошкольного и младше школьного возраста, представляли собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.

Проблема изучения народной игровой культуры, как педагогического явления.

Хейзинга Йохан (1827-1945)-нидерландский историк, философ, теоретик культуры. Автор игровой концепции культуры: игра-источник культуры, «культура первоначально разыгрывается». Игровые инстинкты присущи человеческой природе. С ними связано восхождение к более высоким формам культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д. Игра- необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам.

Игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы совершенно ни определяли его, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.

Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она окажется не более чем игрой. Человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра.

Игра - содержательная функция со многими гранями смысла. В игре подыгрывает, участвует

Кто обратит свой взгляд на функцию игры в культуре он находит игру в культуре как заданную величину, существовавшую величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее самого начала вплоть до той фазы культуры, в которой живет сам. Он всюду замечает присутствие игры как определенного качества деятельности, отличного от обыденной жизни.

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже переплетаются с игрой.

Хейзинга Йохан считал, что культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается.

Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ. Культура все еще хочет в известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных правил. Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте, а честная игра есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности. Нарушитель правил игры разрушает и культуру. Для того чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим культуру, оно должно быть чистым. Оно не должно состоять в ослепление или отступничестве от норм, предписанных разумом, человечностью или верой. Оно не должно быть сиянием, которым маскируется намерение осуществить определенные цели с помощью специально взращенных игровых форм. Подлинная игра исключает всякую пропаганду. Она содержит свою цель в самой себе. Ее дух и ее атмосфера – радостное воодушевление, а не истерическая взвинченность. Сегодня пропаганда, которая хочет завладеть каждым участником жизни, действует средствами, ведущими к истеричным реакциям масс., и поэтому, даже когда она принимает игровые формы, не может рассматриваться как современное выражение духа игры, но только как его фальсификация.

Я думаю, речь здесь идет, прежде всего о народной игре. Ведь именно народная игра хранит в себе культуру своего народа.

Русский мыслитель П.А. Флоренский писал, что культура есть среда, растящая и питающая личность. Она прежде всего средоточение творческих возможностей человека.

Осваивая мир культуры, дети не всегда пользуются дарованной им взрослыми «свободой выбора» альтернативного средства или орудия. Нередко они идут по пути наибольшего сопротивления, существенно раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставят перед ними взрослые. Креативный потенциал ребенка обнаруживается не в умении производить выбор из готовых альтернатив, какими бы сложными и неопределенными ни были его условия. Он находит свое выражение в способности преодолевать «бархатный диктат» выбора, создавать конструктивную альтернативу самому выбору.

Таким образом, культура – это не склад духовных окаменелостей, а хранилище человеческих возможностей, замыслов и перспектив, многие из которых до сих пор не реализованы. Именно поэтому она выступает как система условий происхождения человеческих способностей – творческих по своей природе.

В таком виде культура не может быть прямо и однозначно «навязана» осваивающему ее ребенку через своды некоторых форм и предписаний. Процесс ее освоения, а стало быть, и детского развития носит творческий характер.

Осмысление проблемности культуры и ее творческое присвоение – единственный социально, психологически и педагогически оправданный путь человека. Это и есть путь развивающего образования. Это и канал, в русле которого происходит размыкание зоны ближайшего развития ребенка в перспективу бесконечного становления человека субъектом культуры и истории.

Развитие творческого потенциала детей – не специальная задача образовательных институтов общества. Оно происходит параллельно с формированием у ребенка целостной системы исторически сложившихся способностей.

Творческая деятельность детей, направленная на присвоение человеческой культуры, - необходимое условие расширенного воспроизводства творческих способностей в современном мире. Детство, прежде всего дошкольное, - единственный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия человека. Видимо, это часто давало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, иногда божественного, творческого начала, на которое следует равняться взрослому творцу. По словам английского философа Ф. Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, П.А. Флоренский писал, что секрет творчества – в сохранении юности, а секрет гениальности – в сохранении детства на всю жизнь.

Итак, детское

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»