Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нарушение голоса и речи у детей с ринолалией

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


лицевых мышц.

Эти изменения положения кончика языка относительно-постоянны и соотносятся с артикуляцией определенных звуков. Произношение некоторых согласных звуков представляет для больных особую трудность. Так, они не могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произне¬сения звуков верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних резцов для произнесения звуков с, з, ц с одновременным ротовым выдохом; поэтому свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г либо от¬сутствуют, либо замещаются характерным взрывом, производи¬мым при соединении несращенных частиц увули или стенок глотки.

Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через нос и'характеризуются вялой губной артикуляцией.

Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значи¬тельно изменена, и звуки между собой нечетко дифференциро¬ваны. Для самого больного такие артикулемы служат кинемой, т, е. двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи выполняют смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать, их для речевого общения.

Все произносимые больным звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая их характеристика для слушающего — храпящие звуки с носовым оттенком. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку х, звонкие — к г фрикативному; из них губные и губно-зубные — как близкие к звуку м, а переднеязычные — к звуку н. с незначительной модификацией звучания.

Иногда артикулемы в речи ринолалика очень близки к нор¬ме, а их произношение, несмотря на это, на слух воспринимается кай дефектное (храпящее), так как речевое дыхание нарушено, и, кроме того, возникает излишнее напряжение лицевых мышц, что в свою очередь влияет на артикуляцию и звуко¬вой эффект.

Таким образом, звукопроизношение при ринолалии пораже¬но тотально.

Самостоятельное осознание дефекта речи у больных обычно отсутствует или критичность к нему снижена. Прослушивание записи своей речи стимулирует больных к серьезным логопеди¬ческим занятиям.

Таким образом, в структуре речевой деятельности при рино¬лалии дефект фонетико-фонематического строя речи является ведущим звеном нарушения, причем первичным является нару¬шение фонетического оформления речи. Этот первичный дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи, но глубокие качественные изме¬нения его встречаются обычно лишь при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.

В литературе имеются указания на своеобразие формирова¬ния письменной речи при ринолалии. Не останавливаясь отдельно на анализе причин дефектности письма при ринола¬лии, можно указать, что предлагаемая методика работы преду¬преждает нарушения письма и исключает их в случаях ранней логопедической помощи (до школьного обучения).

Неполноценность речи при ринолалии сказывается, на фор¬мировании всех психических функций больного и в первую оче¬редь— на становлении личности.

Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятны¬ми для ринолалика условиями жизни в коллективе.

Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет по¬ложение больных в коллективе. Часто их общение с коллекти¬вом односторонне, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражитель¬ность. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально пол¬ноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).

Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, сти¬мулирует развитие высших психических функций. Катамнестические сведения, представленные в литературе, и наши наблю¬дения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой степени компенсации дефекта и реабилита¬ции функций.

Итак, врожденные расщелины отрицательно влияют на формирование детского организма и развитие высших психических функций. Больные находят своеобразные пути компенсации дефекта, в результате чего формируется неправильная взаимо¬связь мышц артикуляционного аппарата. Это является причи¬ной первичного расстройства — нарушения фонетического оформления речи — и выступает в структуре дефекта как веду¬щее расстройство. Это расстройство влечет за собой ряд вто¬ричных нарушений в речи и психическом статусе больного. Тем не менее у этой группы больных имеются большие приспособи¬тельные и компенсаторные возможности для реабилитации нарушенных функций.

В устной речи отмечаются обедненность и аномальные ус¬ловия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной перифе¬рии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно.

Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие про¬содических элементов речи.

Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наи¬большей степени дефект проявляется в нарушении фонети¬ческой ее стороны.

В результате периферической недостаточности артикуля¬ционного аппарата формируются приспособительные (компен¬саторные) изменения уклада органов артикуляции при про¬изводстве звуков; высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губ¬но-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гор¬тани; напряжение мимической мускулатуры.

Наиболее существенными проявлениями дефектности фо¬нетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового ре¬зонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных.

Помимо этого выявляется специфическая окраска некото¬рых согласных звуков (чаще задненёбных) за счет подключе¬ния глоточного резонатора. Фарингализация, т. е. дополни¬тельная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство.

Встречаются также и явления дополнительной артикуля¬ции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкаюпдий» призвук.

Выявляется множество и других более частных дефектов. Например:

 опускание начального согласного («ак, ам» — так, там);

 нейтрализация зубных звуков по способу образования;

 замена взрывных звуков фрикативными;

 свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс);

 отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;

 наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.);

 перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления ги¬перкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук с заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.

Взаимосвязь назализации речи и искажений в артикуля¬ции отдельных звуков весьма разнообразна.

Нельзя установить прямого соответствия между величи¬ной небного дефекта и степенью искажения речи. Слитком разнообразны компенсаторные приемы, которыми пользуют¬ся дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия ин¬дивидуальных особенностей конфигурации ротовой и носо¬вой полости. Имеются факторы, менее специфические, но так¬же влияющие на степень внятности звукопроизношения (возрастные, индивидуально-психологические свойства, соци¬ально-психологические и др.)-

Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.

М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по срав¬нению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ре¬бенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений. Таким образом, механизм на¬рушения при открытой ринолалии определяется следующим:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие это¬го нарушением противопоставлений звуков по признаку ро¬товой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялос¬тью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в ар¬тикуляции мышц глотки и гортани.

Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.

Письменная речь. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фоне¬матической системы языка. Поэтому звуковые образы, накоп¬ленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчлене¬ны для формирования правильного письма.

Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению пра¬вильным письмом.

Связь нарушений

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»