←предыдущая следующая→
1 2 3 4
нарушений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, уме¬ет четко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако, как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нор¬мального речевого развития, проявляются специфические на¬рушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, без которой ребенок продолжает про¬износить малопонятные искаженные слова, отсутствие рече¬вой практики, в ряде случаев сниженная психическая актив¬ность влияют на всю его речевую деятельность.
Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письмен¬ных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны.
Специфическими для ринолалии являются замены п, б, на м, т; д на н и обратные замены н — д; т, м — б, п, обуслов¬ленные отсутствием фонологического противопоставления со¬ответствующих звуков в устной речи. Например: придет — «принет», дал — «нал», ландыш — «ланныш», «ладныш», ог¬ненные — «огнедные» и т. д.
Выявляются пропуски, замены, употребление лишних глас¬ных: «в сенем» — в синем, «крельца» — крыльца, «грибими» — грибами, «гулубятня» — голубятня, «пршел» — пришел.
Распространены замены и смешения шипящих-свистящих «зелезо» — железо, «закрузились» — закружились.
Отмечаются трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» — прячут¬ся, «щулан» — чулан, «шитала» — читала, «серез» — через.
Звук ц заменяется на с: «скворес» — скворец.
Характерны смешения звонких и глухих согласных: «изправь» — исправь, «в портвеле» — в портфеле.
Нередки ошибки на пропуск одной буквы из стечения: «расвел» —расцвел, «конату» — комнату.
Звук л заменяется р, р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла.
Степень нарушения письма зависит от ряда факторов: глу¬бины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей лич¬ности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды.
Необходимо проводить специальную работу, включающую развитие фонематического восприятия с одновременным воз¬действием на произносительную сторону речи.
Коррекция нарушений речи у детей с ринолалией осуще¬ствляется дифференцированно в зависимости от возраста, со¬стояния периферического отдела артикуляционного аппара¬та и от особенностей речевого развития в целом.
Основным дифференцирующим показателем для опреде¬ления детей в логопедические учреждения является развитие речевых процессов. Детям дошкольного возраста с наруше¬нием фонетической стороны речи оказывается логопедичес¬кая помощь амбулаторно в детской поликлинике или в ста¬ционаре (в послеоперационный период). Дети, имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в спе¬циальные детские сады в группы для детей с фонетике-фоне¬матическим или общим речевым недоразвитием.
Дети школьного возраста, имеющие выраженные наруше¬ния фонематического восприятия, получают помощь на лого¬педических пунктах при общеобразовательных школах. Одна¬ко они составляют специфическую группу из-за выраженности и стойкости первичного дефекта и тяжести нарушения пись¬ма. Поэтому часто коррекционное воздействие в условиях специальных школ оказывается для них более эффективным.
Для детей школьного возраста с ринолалией, имеющих об¬щее недоразвитие речи, характерна недостаточность в разви¬тии лексики и грамматического строя. Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии.
Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения язы¬ковых закономерностей, нарушение лексической и синтакси¬ческой сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой прак¬тики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов.
В письменной речи типичными являются случаи непра¬вильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в пись¬ме. Распространенными оказываются замены и пропуски пред¬логов, слияние предлогов с существительными и местоимени¬ями, неправильное членение предложений.
4. Заключение
Устранение патологической назализации голоса при рино¬лалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляют известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирур¬гического вмешательства, которое не всегда достигает хо¬рошего анатомического и функционального эффекта. Вос¬становление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влия¬ет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправ¬ленные методы логопедической работы. Особенно важны¬ми являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить раз¬витие дефекта и способствовать скорейшей социальной ре¬абилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.
Литература
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Под редакцией Л.С. Волклвлй, С.Н. Шаховской. 3е изд., переработанное и дополненное. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 680с.
2. Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997. Ч.I – с. 120-162.
3. Логопедия. Под редакцией Хватцева М.Е. М. 1959.
4. Расстройства речи у детей и подростков. Под редакцией С.С. Ляпидевского. М. 1969.
5. Нарушения письменной речи у младших школьников. Под редакцией Садовниковой. М. 1983.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|