Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нарушение речи у детей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


из состава слова;

делить слова на слоги, а слоги на звуки и-объединять звуки в слоги и слова;

делить предложения на слова.

За время занятий дети 'в группе с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием речи изучают почти все звуки и все ос¬новные дифференциации; взрывные—фрикативные, звонкие— глухие, свистящие — шипящие, твердые — мягкие и т. д.

После такой подготовки дети лепко овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

Однако, как показала практика, не все дегп ча один год могут овладеть звуковым анализом и синтезом слов, гра¬мотно писать, красиво и правильно говорить. При обследо¬вании таких детей выявлена задержка формирования каж¬дого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые зафиксировано Р. Е. Левиной в ин¬ституте дефектологии и определено как общее недоразвитие речи.

Глава 2. Общее недоразвитие речи

У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематиче¬ского слуха, выраженное отставание в формировании сло¬варного запаса и грамматического строя.

Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, 'которые они у.меюг произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они ста-

• раются “обходить” трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначаю¬щими признаки и состояние предметов, способы действий,

- допускают ошибки в словообразовании. Большое количество

ошибок приходится на. образование относительных прилага¬тельных.

Среди ошибок грамматического оформления речи наибо¬лее специфичные:

неправильное согласование прилагательных "с существи¬тельными в роде, числе, падеже;

неправильное согласование числительных с существи¬тельными;

ошибки при использования предлогов — пропуски, заме¬ны, недогов аривание;

ошибки при употреблении падежных форм множественно¬го числа.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: оигматизм свистя¬щих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвонче-”ия и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконапол-ня'емости слов, нарушение слоговой структуры.

Недостаточное развитие фонематического слуха и вос¬приятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, и они без помощи логопеда не могут овладеть грамотой.

К сожалению, не все такие дети попадают к специалистам в дошкольные учреждения.

В школе этих детей можно определять по следующим

недостаткам речи:

— неточное употребление многих обиходных слов на фо¬не сравнительно развернутой речи; в активном словаре пре¬обладание существительных и глаголов, мало слов, характе¬ризующих качества, признаки, состояние предметов, дейст¬вий, а также способов действий; большое количество ошибок пр'и использовании простых предлогов и практически, полное • отсутствие сложных предлогов (из-за,'из-под);

я

— недостаточная сформированность грамматических форм языка — ошибки в падежных окончаниях, в согласо¬вании и управлении, смешение временных и видовых форм глаголов. Способами словообразования дети почти не поль¬зуются. В активной речи применяют преимущественно про¬стые предложения, испытывают затруднения, а часто совсем не умеют составить распространенные и сложные предлв-жения (сочиненные и подчиненные);

— недостатки произношения звуков и нарушение струк^ туры слова, что создает большие трудности в овладении зву¬ковым анализом и синтезом;

— при хорошем понимании речи незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами, что особенно проявляется при чтении учебных н художественных текстов. В письме и чтении возникает мно¬го ошибок специфического характера, как следствие недораз¬вития речи,

Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на пер¬вый взгляд казаться несущественными, однако их совокуп¬ность ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учебный .материал воспринимается слабо, степень его усвоения несмотря на внешнюю сформи¬рованность речи очень низкая. Правила грамматики усваи¬ваются плохо. В дальнейшем общее недоразвитие речи начи¬нает сказываться на усвоении математики и других пред¬метов. Этим детям нужна срочная помощь логопеда.

Дети с общим недоразвитием речи направляются в до¬школьные учреждения с 3—5-летнего возраста на 2—3 года в зависимости от тяжести речевого дефекта и времени за¬числения.

Система обучения дошкольников разработана на основе специальных исследований, проведенных сотрудниками ла¬боратории НИИ дефектологии и кафедры олигофренопедаго-гики и логопедии МГЗПИ.

Основные задачи коррекционного обучения:

— практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

— формирование правильного произношения звуков (вос¬питание артикуляционных навыков звукопроизношения, сло¬говой структуры и фонематического 'восприятия);

Неподготовленяость к школе у этих детей проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту эле¬ментов учебной деятельности. Ребенок принимает и пони¬мает задание, но нуждается в помощи для усвоения спосо¬ба действия и осуществления переноса на другие предметы и действия при выполнении следующего задания (аналогич¬ного). Дети 7-го года жизни с задержкой психического раз¬вития владеют некоторыми математическими представления¬ми и умениями; правильно указывают большую и.ш мень¬шую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в прз-делах, но в обратном счете затрудняются, пересчитывают не¬большое количество предметов, но не могут назвать резуло-тат. В целом решение соответствующих возрасту .мыслитель¬ных задач на 'наглядно-практическом уровне доступно, но они затрудняются в объяснении причинно-следственных свя- • зей.

Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вни¬манием, пересказывают с помощью вопросов, н'о скоро за¬бывают, хотя .общий смысл прочитанного понимают.

Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соот¬ветствии с'общим замыслом. При этом они г не учитывают общие интересы, не способны контролировать свое поведение и предпочитают подвижную игру без правил,

Длительное наблюдение за такими детьми показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмыс¬ленно применять усвоенное в процессе дальнейшего обуче¬ния приводит к тому, что через некоторое время они могут успешно обучаться в .массовой школе.

*.

Глава 4. Заикание

'' , Кроме групп с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразздитиезд речи и задержкой, психического развития речи, в дошкольном учреждении есть группы для детей с заиканием.

В группы с заиканием/принимаются дети с 4—5-и лет на 2—3 года. Заи'ка'н,'ие — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход воспитания, мешает речевому об¬щению, затрудняет взаимоотношения с окружающими.

Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2—5-и лет, то .есть с появлением фразовой речи.

Заикание возникает постепенно: начинается с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднениГ?, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприят¬ных условиях прерывистое'.":-, в речи исчезает, уступая мес¬то нормальной регуляции речевого акта, а в неблагоприят¬ных — усиливается, переходя в заикание. Внешне оно про¬является в непроизвольных остановках в момент высказы¬вания, а также в вынужденных повторах отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов в 'момент произношения (губ, языка, мяг¬кого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы).

Причины 'возникновения заикавия различны. Чаще встре¬чается функциональное заикание. При этом нет никаких . органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы.

Заикание возникает в период формирования развернутой фразы чаще у легко возбудимых детей. Одной из распрост¬раненных причин является непосильная речевая нагрузка (повторение детьми непонятных и трудных слов, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ра¬нее выступление при посторонних, когда воспитание детей ведется без учета особенностей их нервной системы. Оно может 'возникнуть при подражании, вследствие быстрой ре¬чи окружающих, а также в результате неправильного воспи¬тания ребенка: физических наказаний, испуга, неровности в обращении).

В редких случаях заикание 'может быть вызвано орга¬ническими поражениями центральной нервной системы, (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. д.).

Заикание может то усиливаться, то ослабевать, что свя¬зано с общим состоянием физическим и эмоциональным. Обычно оно усиливается в момент болезни, переутомления и •после того, ка'к ребенка наказали. Наблюдается также его зависимость от погоды, времени года, условий жизни.

Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова. Иногда йоздается гпсчатлё-ние, что в момент высказывания они не могут вспомгать названия некоторых предметов, действий, хотя имеют доста¬точный по возрасту запас знаний и представлений. Их само¬стоятельные высказывания начинают сопровождаться повто¬ром слое, слогов, звуков, паузами при поиске слов. Речь та-кях детей изобилует эмболами,

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»