Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нарушение речи у детей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


эмболами, встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, рассказы их бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, они умувкамт глав¬ное содержание мысли. Часто заикание сопровождается кло-нич'ескими, тоническими 'или смешанными судорогами и со¬путствующими или насильственными движениями (подер¬гиванием век, миганием, постукпван'ием пальцами, притопы-ванием и другими движениями). .

Наряду с особенностями речи у заикающихся детей отме¬чаются •специфические особенности общего и речевого пове¬дения: повышенная импульсивность высказывания, слабость волевого 'напряжения, замедленное или опережающее вклю¬чение в деятельность, неустойчивость внимания, несобран¬ность, неумение 'вовремя переключаться с одного объекта на другой. B'ce это проявляется на фоне быстрой утомляемо¬сти.

Таким детям .необходим щадящий режим: не торопить их во время беседы, говорить с ними спокойным тоном. В пе¬риод обострения заикания нужно направить ребенка на ле¬чение к психиатру.

Глава 5. Отбор детей в логопедические группы

Для обучения в логопедических группах детей отбирает медико-педагогическая комиссия. В состав комиссии входят:

лредставитель округа — председатель;

заведующий детским садом, в введении которого находят¬ся логопедические группы;

логопеды дошкольных учреждений;

врач — психоневролог.

Перед комиссией стоят задачи:

Определить, подлежит ли ребенок приему в дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи. При этом следует установить, действительно ли нарушение речи тяжелое и тре¬бует систематических занятий 'на протяжении длительного 'времени или же речевой дефект легкий и может быть исправ¬лен на логопедическом пункте. Выявить, имеет ли ребенок только речевое нарушение (первичное), а если же 'нарушение речи связано .с другими нарушения™ (вторичное), то в этом 'случае ребенок не .может быть зачислен в группу для детей с нарушениями речи.

Определить, с какого возраста и в какую группу следует зачислить ребенка:

а) с общим недоразвитием речи;

б) с фонетико-фонематическим 'недоразвитием речи;

в) для заикающихся детей;

г) с задержкой психического развития.

Большее значение для работы отборочной к@миесин имеет оформление кабинета. Обстановка в кабинете должна быть так продумана, чтобы ребенок, попадая в незнакомую си¬туацию, чувствовал себя свободно, раскованно, сразу заин¬тересовался чем-либо и легко вступал в контакт с членами комиссии.

Наиболее распространенным оборудованием для обсле¬дования детей с нарушением речи являются игрушки, дидак¬тический материал и картинки. Дидактический материал и картинки размещаются на столе для членов комиссии, а иг¬рушки — на отдельном детском столе таким образом, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но их можно было бы в любой момент легко и удобно взять со стола, поменять или убрать. Игрушки помогают при обсле¬довании выявить максимально объем знаний, умений, ре¬чевые и познавательные возможности детей. Их не нужно много, но они должны быть красочными и интересными. От подбора материала зависит быстрота и правильность выяв¬ления различных сторон речевого и интеллектуального раз¬вития и состояния олуха у детей.

Предлагается примерный набор игрушек, дидактических пособий и картинок.

Для обследования речи рекомендуются картинки с изо¬бражением отдельных предметов и действий, знакомых де¬тям из окружающей среды, обстановки, сюжетные картин¬ки и серии картин, доступные пониманию, настольные ди¬дактические пособия (различные лото: “Ботаническое”, “Зо¬ологическое”, “Лото на 4-х языках”, “Лото малышам”, на¬стольные игры: “Бывает или н-е бывает”, “Кому что нужно”, “Наши папы, 'наши мамы”, “Что забыл нарисовать худож¬ник”, “Угадай, что изменилось”.

Чтобы обследовать интеллектуальную деятельность и вое-. питание, необходимы дидактические игрушки (обучающие):

пирамидки из 4—6-ти 'колец, матрешки 2—8 составные, раз¬нообразные полые кубы, разрезные картинки и кубики;

игра “Почтовый ящик” (пластмассовая цилиндрическая коробка с крышкой, на которой имеются прорези в виде гео¬метрических фигур: треугольника, ромба, прямоугольника, шестиугольника, полукруга и соответствующие им объем¬ные геометрические формы, вставляющиеся в прорези);

счетный материал (палочки, грибки, елочки, матрешки, геометрические формы);

•мозаика, геометрические фигуры разного цвета, велич i-иы и формы.

При обследовании слуха желательно пользоваться звуча¬щими или озвученными игрушками: барабан, бубен, кошка, птичка и специально подобранными картинками.

Чтобы установить контакт с обследуемым ребенком, не¬обходимо иметь следующий набор .материалов: сюжетные дли образные игрушки (куклы разной величины, мишки, зайки и т. п.); технические игрушки (машины разного раз¬мера и назначения — грузовые, легковые, экскаватор, подъемный кран, трактор и т. п.); 'строительные наборы (на¬польные, настольные разной величины, формы, цвета); иг¬рушки-забавы (.мишка заводной, ляпушка-попрыгушка, за¬водные .машины, персонажи кукольного, плоскостного и пальчикового театра и т. п.).

Большую помощь в установлении .контакта с ребенком могут оказать родители. Как правило, на комиссию ребенок приходит в сопровождении одного из н'их, чаще всего мамы, Но в некоторых случаях родители значительно затрудняют общение с ребенком. Поэтому в зависимости от индивидуаль¬ных особенностей и поведения ребенка обследование прово¬дится либо в присутствии родителей, либо без них Перед началом обследования члены комиссии тактично объясняют родителям, что он'и не должны вмешиваться в процесс об¬следования, т. е. не подсказывать ребенку ответов, не зада¬вать 'наводящих вопросов, не выражать свое отношение или оценку ответа ребенка. Только в случаях крайней трудно¬сти установления контакта родители 'могут привлекаться к беседе с ребенком.

В зависимости от характера и поведения ребенка во вре¬мя обследования наряду с одобрением и похвалой можно осторожно делать и замечания, помогающие направить дея¬тельность обследуемого: например, “Посмотри, 'правильно ли ты поставил, положил?”, “Подумай, н'ет ли ошибки?”, “Про¬верь, все ли правильно?”, “Посмотри -внимательно на кар¬тинку” я т. д.

Глава 6. Логопедическое обследование детей Знакомство с документами

На рассмотрение медико-педагогической комиссии роди¬тели должны представить следующие документы:

. — подробную характеристику (выписку) от психоневро¬лога с обоснованием медицинского диагноза и заключением об умственном развитии ребенка;.

— заключение отоляринголюга о состоянии слуха и лор-оргтоов;

—- заключение окулиста;

— обстоятельную логопедическую характеристику с ука¬занием речевого развития ребенка, степени сформированно-сти всех компонентов языковой системы;

— педагогическое заключение с рекомендацией о зачис¬лении ребенка в группу соответствующего профиля;

— характеристику воспитателя детского сада яа ребен¬ка (как он усваивает программу обычного детского сада по разным 'видам деятельности, как играет, контактен ли с то¬варищами, усидчив ли на занятиях, как относится к своему дефекту).

Беседа с родителями

После ознакомления с документами члены комиссии про¬водят беседу с родителями. С ними разговаривают врач и логопед. Врач собирает анамнестические данные и проводит медицинское обследование. Логопед выясняет данные о про¬цессе формирования речи ребенка, которые являются наибо¬лее важными для определения состояния речевого развития в момент обследования, а именно:

— когда появились 'в речи ребенка гуленяе, лепет, от¬дельные сознательно произнесенные слова, как увеличивал¬ся запас слов; когда ребенок стал активно пользоваться фра¬зами;

— не прерывалось ли речевое развитие (если прерыва¬лось, то в каком возрасте, по какой причине, как долго ре¬бенок не говорил, как восстанавливалась речь, достигла ли первоначального уровня);

— какое внимание уделялось развитию речи со стороны взрослых, форсировалось ли речевое' развитие ил;1 протекало стихийно;

— в каком речевом окружении воспитывается ребенок в настоящее время, благоприятные 'или неблагоприятные ус¬ловия двуязычие в семье, низкий уровень речевого развития взрослых, воспитание в закрытых дошкольных учрежде¬ниях, диалектное произношение, темп речи окружающих, контакт с заикающимися родственниками или культурная среда, высокий уровень речевого развития, завышение тре¬бований ;к речи ребенка и т. п.).

Важно узнать, обращались ли родители к специалистам (психоневрологу, логопеду), какая была оказана помощь (амбулаторная, стационарная, в каком учреждении находил¬ся ребенок: яслях, санатории, диспансере), каковы ее ре¬зультаты: были заметны улучшения, ухудшения или речь оставалась без изменений.

При всех нарушениях речи яеобхвдиме выяснить, знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует; испыты¬вает ли трудности в речи с окружающими: как вступает в контакт с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми, с товарищами в детском саду, во дворе, как ведет себя дома.

Какие жалобы самих родителей: беспокоит ли их непра¬вильное произношение ребенком отдельных звуков, грамма¬тическое оформление речи, встречаются ли запинки в речи ребенка, в каком темпе он говорит.

После беседы с родителями члены •комиссии приступают непосредственно к обследованию ребенка.

Обследование ребенка

Задача ло-опеда состоит в том, чтобы с помощью наи¬более простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности рече¬вого дефекта обследуемого и

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»