Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нарушение речи у детей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок.

Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший 'контакт с ребенком. С этой целью в момент, когда начинается бесе¬да с родителями, ребенку предлагается выбрать себе иг¬рушку, поиграть с ней или взять бумагу, карандаш и нари¬совать что-либо по его усмотрению. Рисунок или игра может служить дополнительным материалом и расширить данные обследования, и вместе с тем создают непринужденную об¬становку, которая будет способствовать налаживанию более тесного контакта с ребенком. Наблюдения за его самостоя¬тельными действиями осуществляет логопед, который нена¬вязчиво подсказывает варианты игры (рисунка), подбадри¬вает ребенка, пытаясь войти к нему в доверие и располо¬жить к себе. Это, в свою очередь, помогает вызвать у ре¬бенка хороший эмоциональный настрой, доброжелательные взаимоотношения педагога и ребенка.

Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи.

Цель беседы:

выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний;

наблюдать за поведением обследуемого.

В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами поль¬зуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформ¬ляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетичееии. При выявлении “собеннвстей речевег” развития (не¬доразвития) дошкольников в процессе беседы уделяется вни¬мание самостоятельности высказывания, так как в данный момент ослабляется контроль над речью, что помогает вы¬явить отдельные проявления, характерные для недоразвития речи или заикания, хотя они могут быть и не отмечены в прилагаемых документах.

Во время беседы необходимо фиксировать и состояние Слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспраши¬вает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом (сниженной громкости).

Вопросы и содержание беседы желательно продумать заранее. Т&ма должна быть простой, близкой и хорошо зна¬комой ребенку. Например, беседа, касающаяся непосредст¬венно знаний ребенка о 'самом себе. Вопросы следует фор¬мулировать конкретно, чтобы ребенок мог легко их понять и-правильно ответить.

Примерный перечень вопросов:

— Как тебя зовут?

— Знаешь ли ты свою фамилию?

— Сколько тебе лет?

— Когда твой день рождения?

— Как зовут маму, папу (бабушку, дедушку)?

— Где ты живешь (улица, номер дома, квартиры)?

— Есть ли у тебя братья и сестры?

— Как их зовут?

— Сколько им лет?

— Кто из вас старше?

— Кто из вас посещает сад (ясли)?

— Где работают родители?

— Чем занимаются родителя на работе?

Если ребенок отвечает на каждый вопрос одяим словом, то после некоторых ответов можно задавать дополнитель¬ные вопросы, и таким образом вызвать ребенка на более распространенный ответ. Например, после ответа на вопрос “Кто из вас старше?” (“я”, “брат”, “сестра”) можно спро¬сить: “А почему ты так думаешь?” “Потому, что мне уже 6 лет, а брату 4 года” или “Что делают (чем занимаются) дети в саду?”, “А чему учат там детей?” и т. п.

Такая беседа имеет определенное значение как для про¬верки слуха, интеллекта, так и в плане оценки знаний ре¬бенка: быстро и правильно ли он отвечает, обращается ли за помощью к родителям и как это делает; как реапирует на возникшие затруднения при ответах, огорчается ли, если чувствует, что ответы ошибочны.

В результате проведенной беседы выявляется уровень ре¬чевого развития (в общих чертах), интеллект и слух. Соз¬дается общее впечатление о ребенке. Если общее впечатле¬ние благоприятное, то слух и интеллект отдельно и специаль¬но не проверяют. И, напротив, если возникают сомнения, то после беседы проводится обследование слуха, интеллекта и более углубленное обследование речи.

Как показывает практика, документы, представленные на медико-педагогическую комиссию, 'не всегда точно и пра¬вильно характеризуют состояние олуха ребенка. Нередко на комиссию направляются дети с нарушениями слуха, которое в документах не отмечено.

Известно, что даже незначительное снижение слуха, не¬заметное для окружающих, может привести к неправильно¬му'форм'ирозз1?ию речи. Иногда на комиссию приходят дети с диагнозом “сенсорная” или “моторная” алалия, а при тща¬тельной проверке оказывается, что у ребенка нарушен слух.

Кроме слабослышащих, часто на отборочные комиссии направляются дети с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому особенно тщательно рекомендуется проверять умст¬венные способности дошкольников с тяжелым недоразви¬тием речи.

Обследование слуха у ребенка

При обследовании слуха следует проверить, как ребенок слышит разговорную речь нормальной громкости и шепот. Ребенка ставят спиной к логопеду на расстоянии 5—6 метров. Логопед делает полный выдох и шепотом называет слова, которые ребенок должен повторить, в первую очередь, пред¬лагаются такие слова, как школа, чайник, машина, чемо¬дан и т. д. В случае возникшего затруднения логопед повто¬ряет эти слова на расстоянии 4-х, а затем 3-х метров. В за¬ключения указать, на каком расстоянии ребенок восприни¬мает шепот,

Если у членов комиссии появились сомнения относитель¬но слуха ребенка, то рекомендуется установить, 'как он слы¬шит речь обычной разговорной громкости.

В таких

слу¬чаях рекомендуется использовать картинки с изображением простых и знакомых детям предметов. Ребенка просят при этом не повторять слова, сказанные логопедом, а показать соответствующую картинку. Сначала детям предлагается показать где кошка, мячик, кукла, находясь с близкого рас¬стояния. Затем уходят от него, постепенно увеличивая рас¬стояние, и просят ребенка показать ту картинку, какую ло¬гопед назовет (возможен способ показа действия).

Если логопед обнаруживает снижение слуха у ребенка,

то обследуемый направляется на аудиометрическое исследо¬вание.

В соответствии с “Положением” дети со сниженным слу¬хом в детский сад для детей с нарушением реч'и зачислению не подлежат.

Обследование интеллектуального развития детей

Наряду со слабослышащими на медико-педагогическую комиссию иногда попадают дети, недоразвитиг речи которых обусловлено умственной отсталостью. У них так же, как и у детей с общим недоразвитием при нормальном интеллек¬те', может наблюдаться недостаточный словарный запас, неправильное грамматическое построение предложений, на¬рушение произношения многих групп звуков и другие про¬явления речевого недоразвития. Поэтому перед членами ко¬миссии стоит (сложная) задача правильно отличить одни состояния от других, сходных между собой лишь внешне;

отделить детей, у которых первичным является речевой де¬фект, а вторичным — задержка умственного развития, о? умственно отсталых. Это осуществляется в ходе совместно¬го обследования логопедом и врачом-психоневрологом.

Врач-гасихоневролог анализирует различные причины и явления, которые могли повлечь за собой снижение интел¬лекта ребенка. Например, наличие патологических симпто¬мов и остаточных явлений органического поражения цен¬тральной нервной системы, 'свидетельствующих-о перенесен¬ной родовой или дородовой травме; заболеваний, протекавших в раннем возрасте и других факторов, обусловливающих

интеллектуальное развитие.

Особое внимание при обследовании интеллекта логопед и психоневролог уделяют уровню развития основных видов познавательной деятельности, проверят не только знания ребенка, но и его умственные способности. Специально по¬добранные задания направлены 'на то, чтобы определить степень умения ребенка производить сравнение, сопоставле¬ние, .выделять некоторые свойства предметов, главные и вто¬ростепенные признаки, обобщать их.

В процессе обследования обращается внимание на то, как ребенок решает задачу:^ целенаправленно ли приступает к выполнению задания, обращается ли за помощью в случае затруднений или пытается преодолеть возникшие трудности самостоятельно; .как принимает помощь логопеда, исполь¬зует ли ее при выполнении аналогичных заданий или остав¬ляет задание невыполненным.

Важно отметить запас представлений ребенка об окру¬жающем мире, готовность к выполнению задания, наблюда¬тельность, любознательность, память, а также устойчивость внимания; быстро ли отвлекается, утомляется, способен ли переключаться на другие виды деятельности.

,Так, дети с нормальным интеллектуальным развитием активно пользуются помощью, которую им оказывает лого¬пед, а полученные навыки успешно применяют тут же при решении другой аналогичной задачи.

Для умственно отсталого ребенка небольшое число обу¬чающих упражнений чаще всего является недостаточным, и при предъявлении других аналогичных заданий ему необ¬ходимы дополнительные приемы обучения.

Показательным фактором при выполнении задания умст¬венно отсталым ребенком являются быстрая отвлекаемость и переключение на другой объект или уход 'в сторону от ре¬шения поставленной задачи, некритичиость в оценке резуль¬татов работы, топтание на месте при выполнении отдельных заданий, стереотипность действий.

Одним из наиболее ярких показателей умственного раз¬вития детей — счет и умение выполнять счетные операции. Поэтому рекомендуется ряд заданий, связанных с овладе¬нием счетными операциями. При их отборе следует исходить из программных требований массового детского сада соот¬ветствующей или предыдущей возрастной группы. Так, для детей до пяти лет счетные операции предлагаются в преде¬лах 3—4-х единиц, после пяти лет — в пределах. 5-тн единиц действия я белее.

В процессе обследования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»