Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нарушение речи у детей

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


обстановкой. Сначала пред¬лагается внимательно рассмотреть картинку (1—2 мин.). Затем логопед Задает вопросы, чтобы выявить, насколько правильно понято ее содержание. Далее дается план, опи¬раясь на который дети составляют рассказ.

Составление рассказа по серии картинок. Подбираются серии из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти картинок. Предварительно лого¬пед раскладывает картинки и на примере I серии объясняет последовательность раскладки картинок. После этого ре¬бенку предлагается разложить картинки, рассмотреть их, от¬ветить на вопросы по содержанию. Далее дети самостоятель¬но рассказывают о том, что изображено на картинках. С уче-.. том тяжести дефекта и возрастных особенностей детей серии сюжетных картинок раскладываются в порядке нарастания сложности. Например: “Мамина помощница”, “Сам”, “По¬жар в лесу”, “Кто виноват” и др.

Пересказ. Логопед, предлагая детям пересказать рассказ, который он прочитал, выявляет, насколько дети умеют слу¬шать, как понимают содержание рассказа, запоминают его и пересказывают. Тексты следует выбирать с простым и по¬нятным содержанием и четко выраженными началом, сере¬диной и концом.

Составление рассказа-описания игрушки или предмета

Логопед отбирает 2 красочные игрушки (девочкам -— краси¬вую куклу, мальчикам — большую машину “са!мо'свал”. Ре¬бенку предлагается внимательно рассмотреть игрушку (по¬трогать), а потом рассказать о ней. При этом дается план, предлагая рассказать про куклу все: как ее зовут, какая она по размеру, из чего сделана, во что одета, что завязано у нее на голове и т. д. Если у ребенка возникают затруд¬нения, и при ответе он не может сразу рассказать про иг¬рушку, то логопед повторяет вопросы или предлагает свой образец рассказа. Например, про маленькую матрешку: она деревянная. На голове у матрешки красивый платочек. На матрешке желтый сарафан с узорами и красный фартук.

Матрешку мвжнв поставить на яелку как украшение. Или •про игрушечный самоовал: он железный. Кабина у само¬свала красная. Внутри кабины черный круглый руль, сиде¬ние для шофера, педали. Кузов у самоовала большой, жел¬тый, четырехугольный. Туда можно загрузить много песка, кирпичей. Шофер нажимает на рычаг, и самосвал сам вы¬гружает груз.

Обследование словарного запаса. Для обследования сло¬варного запаса необходимо составить списки слов, которые дети должны понимать и употреблять в своей речи. Выделен¬ный словарный ;м'инимум должен быть определен с учетом программных требований массового детсада по всем видам деятельности в младшей, средней, старшей и подготовитель¬ной группах.

В число обследуемых слов должны войти:

существительные, объединяющие видовые и родовые по¬нятия. При этом, кроме обиходных слов, включить слова, бо¬лее трудные для [восприятия (шерсть, туловище, рама, подо¬конник, форточка, рукав, воротничок, петля, крючок, манже¬ты и другие), с которыми дети встречаются в процессе про¬хождения программы. Сюда же должны войти существитель¬ные, обозначающие части предмета и сам предмет, детены¬шей и животных, существительные с уменьшительными зна¬чением;

глаголы, обозначающие действия предметов, их состоя¬ние, чувства, эмоции, различные явления. Среди них наря¬ду с начальными формами (бегать, летать, мыть, купать, стирать, рисовать, раскрашивать 'и т. д.) включить глаголы разного вида ('бежал—прибежал), со значением возвратно¬сти (выбирает—.выбирается, моет—моется), с разными при¬ставками, указывающими на изменение значения действия (бегает, вбегает, выбегает, подбегает, пробегает);

прилагательные обозначающие различные качества пред¬метов: размер (широкий, высокий, низкий, узкий), цвет (ос¬новной и добавочный: желтый, зеленый,, оранжевый, голубой, серый), форму (квадратная, круглая, овальная), темпера¬туру, вес, вкус, соотнесенность с продуктами питания (шоко¬ладный, молочный, лимонный), указывающие на сезонность (летний, осенний, весенний, зимний), обобщающие признаки (пушистый, гладкий, разноцветный и другие;

наречия — (быстро, медленно, громко, тихо, высоко, низ¬ко) для выяснения понимания и правильности употребления слов, обозначающих признаки действия, качества предмета.

При обследовании словаря следует варьировать задания, соблюдая постепенное нарастание сложности.

Рекомендуются следующие методические приемы:

— нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (покажи, кто моет, а кто подметает,

кто вешает пальто, а кто наливает воду, к-го переливает, что моет, кто моется и т. д.);

— выполнение действий, названных логопедом (нарисуй

дом, раскрась дом, вырежи гриб, вырежи грибок, сложи бу¬магу, сомни бумапу);

— самостоятельное называние показанных предметов, действий, явлений, признаков и качества (кто нарисован на

картине? что делает мальчик? из чего лепят шарик? какой получился шарик?);

— самостоятельное называние видовых понятий, входя¬щих' в какую-либо обобщающую группу (скажи, какую ты

знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь, чайную посуду, мебель?);

— объединение предметов в обобщающую группу (каким одним словом можно назвать шубу, пальто, платье, брюки).

I

Заключение

Чтобы решить вопрос, 'в какую группу направить ребен¬ка, необходимо проанализировать полученные результаты

обследования с учетом возрастного уровня речевого разви¬тия.

Решение о зачислении ребенка в специализированное до¬школьное учреждение выносится только медико-педагогиче¬ской комиссией. Оно является окончательным.

Не подлежат приему в такие учреждения дети:

с недоразвитием речи, обусловленным умственной отста¬лостью;

больные эпилепсией с частыми припадками;

дети-инвалиды, не обслуживающие себя и требующие осо¬бого ухода:

—с психопатологическим поведением.

Опыт работы медико-педагогических комиссий свидетель¬ствует о том, что чем раньше дети с нарушениями речи про¬ходят обследование и направляются в специализированные

дошкольные учреждения, тем более эффективную помощь они получают.

СОДЕРЖАНИЙ

введение

Глава 1. Фонетико-фонеМатчческое недоразвитие речи

Глава 2. Общее недоразвитие речи

Глава 3. Задержка психического развития ребенка

Глава 4. Заикание

Глава 5. Отбор детей в логопедические Группы .

Глава 6. Логопедическое обследование детей:

Знакомство с документами

Беседа с родителями

Обследование ребенка

Обследование слуха у детей

Обследование интеллектуального развития ребенка

Обследование речи детей

Заключение


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»