Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Неуспеваемость и самооценка младших школьников

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


самоорганизация», которая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рацио¬нальных способов умственной работы, нежеланием думать при решении учебных задач,, формальным усвоением знаний.

Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уров¬ни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным ма¬териалом в данном случае понимается текст учебника, а раз¬личные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чте¬нии текста учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспе¬вающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Внимание исследователей сосредоточено в основном на сфор¬мировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успе¬вают по многим предметам в течение ряда лет. В иссле¬довании Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости со¬ставляет основной метод разработки средств предупреждения неуспеваемости.

Изучение неуспеваемости только в ее итоговом виде нельзя признать достаточным потому, что это затрудняет выделение ее элементов. Изучение тех учащихся, для которых неуспеваемость стала устойчивой характеристикой их личности, не самый пря¬мой путь для проникновения в сущность этого сложного явления. Такой путь легко может привести к смешению совершенно разных явлений, т.к. здесь взаимодействуют и личностные свойства учащихся, и условия их обучения, и постепенно накапливающиеся влияющие друг на друга элементы неуспеваемости.

Исследовать неуспеваемость как явление педагогической действительности удобнее в том ее состоянии, когда она находится в процессе становления и когда различные ее элементы еще не переплелись. Бороться с неуспеваемостью в этих условиях – значит проводить профилактическую работу. Вот почему исследование, направленное на раскрытие существа неуспеваемости, более плодотворно, если оно опирается на практику предупреждения не¬успеваемости.

Общность теоретической и практической работы не должна, однако, заслонить различия, в их задачах. Для теории достаточно выявить элементы неуспеваемости, эти элементы и явятся признаками данного понятия. Осуществление же практи¬ческой деятельности нуждается еще во многих других знаниях, в частности в знании способов обнаружения элементов отста¬вания, условий, которые их вызывают, средств для их устранения.

Само понятие признака неуспеваемости в теоретической и практической работе не тождественно. В теоретической работе признаки неуспеваемости – это элементы, в совокупности обра¬зующие ее состав, т.к. идет о научном определении поня¬тия. В практической работе под признаком неуспеваемости сле¬дует понимать не сам элемент неуспеваемости, а его внешнее проявление

Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание»

С ориентацией на некий средний темп продвижения учащихся в овладении учебным материалом. Как бы были относительны границы отрезков времени, все же остается в силе тезис о том, что неуспеваемостью называют невыполнение требований, фиксируемое по истечении этих отрезков. Учителю важно, однако, учитывать успешность обучения учащиеся не только по истечении, но и в ходе учебной деятельности, внутри того или иного отрезка учебного процесса. Поэтому и существует не только итоговый, но и текущий учет, и в дополнение к контролю в этих целях используется наблюдение.

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс от¬ставания складывается из актов отставания.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, об¬разуют в конечном счете неуспеваемость.

Прежде всего необходимо разделить причины отставания и причины неуспеваемости.

Основные причины неуспеваемости коренятся в слабости профилактической работы. Но такое объяснение недостаточно, оно несколько упрощено. Остается открытым вопрос об условиях, вызывающих отставание.

Следует разграничить общие условия, порождающие эти явле¬ния, и конкретные причины, относящиеся к отдельным школьни¬кам. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, тео¬ретические и практические задачи разграничены недостаточно, мало различаются общие предпосылки неуспеваемости и усло¬вия, вызывающие неуспеваемость конкретных учеников. Терми¬нологически эта нерасчлененность проявляется в том, что для всех уровней обобщения служит одно и то же слово – «при¬чины».

Необходимо при описании анализируе¬мых связей различать, с одной стороны, факторы успеваемости и, с другой стороны, причины неуспеваемости и отставаний. По¬нятие фактора необходимо для того, чтобы выяснить, почему вообще возможны неуспеваемость и отставание, в чем их корни, понятие же причины важно при анализе условий, вызывающих отставание и неуспеваемость конкретного ученика, и при типи¬зации этих условий. Последнее нужно для практической работы: на основе типизации может быть составлена схема вероятных причин неуспеваемости и отставания. Иначе говоря, понятие фактора соотносится с уровнем всеобщего, понятие причины – с уровнями особенного и единичного.

Для ответа на вопрос, почему возможно отставание, мы должны прежде всего разобрать факторы успеваемости.

Изучение соответствующих научных данных позволите вы¬делить три основных фактора успеваемости: требования к уча¬щимся, вытекающие из целей школы; психофизические возмож¬ности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования. к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимы¬ми, когда они не превышают физических и психических возмож¬ностей школьников и находятся в соответствии с условиями обу¬чения и воспитания детей.

В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета та ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.

Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор -успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бы¬товые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалифи¬кация учителей, наличие и качество учебной литературы и мно¬гое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при опре¬делении содержания обучения.

Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспи¬тывающихся в разных условиях, имеющих различия в организ¬ме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ре¬бенка влияет на формирование его личности, и развитие лич¬ности не совершается под влиянием одних внешних условий.

В определении элементов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу, использовав программы и учебники, а также результаты наблюдений педагогического процессов.

Необходимо исходить из того, что предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их лите¬ратуре. Методические материалы, программы и учебники рас¬крывают конкретное содержание каждого предмета и частич¬но - общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психо¬логическая и педагогическая литература разъясняет цели и за¬дачи, нового содержания, его особенности.

Первым компонентом содержания учебного процесса явля¬ются знания.

Единицами теоретических знаний выступают понятия разной степени обобщенности, системы понятий, абстракции, а также теории, гипотезы, законы и методы науки. Фактические знания представлены единичными понятиями (например, географиче¬ские названия, исторические личности, события).

Отличительной чертой понятий как теоретического, так и фактического материала в анализируемых учебных предметах является их высокая абстрактность. Как правило, к этим поня¬тиям невозможно прийти через индуктивное обобщение чувст¬венно воспринимаемых признаков.

Системы понятий в составе знаний могут быть общими и частными.

Связи между понятиями представлены такими свойствами, которые позволяют их сближать или отличать друг от друга, т. е.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»