Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


ряд перечисленных мероприятий имеет значение и для предупреждения неуспеваемости, например индивидуализация работы, дифференциация материала и методов работы на уроке. Существенны для предупреждения неуспеваемости и всякого рода оздоровительные мероприятия — улучшение питания детей в школе, рациональный режим дня и т. п.

Важная роль в преодолении неуспеваемости принадлежит со¬вершенствованию деятельности педагогического коллектива в целом, научной организации его труда [7; 13]. Особое значе¬ние, с нашей точки зрения, имеет воспитание в коллективе не¬формального отношения к выполнению всеобуча, осознание ответственности за формирование познавательных интересов школьников, за уровень их познавательной самостоятельности. Многими авторами рассматриваются вопросы совершенствова¬ния программ и учебников. Высказываются соображения о необ¬ходимости выделить в содержании учебных предметов материал для разных уровней усвоения, помимо обязательного предусмот¬реть дополнительный материал, предназначенный только для ознакомления [65; 93].

Другие авторы выделяют: 1) минимум программного мате¬риала; 2) основной материал в полном объеме; 3) основной ма¬териал плюс углубляющий его [34]. О различной глубине усвое¬ния материала говорит и Л. В. Занков, имея в виду преодоление неуспеваемости в начальной школе [75]. Частично эти идеи реализованы в действующих учебниках, в которых даются на¬ряду с обязательными дополнительные задания. Мы полагаем, что совершенствование программ этим не может ограничиться. Необходимо значительное уточнение и дополнение их содержа¬ния. Должны быть указаны разные виды знаний, в том числе знания о способах действия, сформулированы требования к опы¬ту творческой деятельности. В программах должны быть четко сформулированы основные мировоззренческие идеи, определяю¬щие воспитательное значение учебного предмета, и показаны пути систематизации знаний учащихся под углом зрения этих идей. Программы, по нашему глубокому убеждению, должны содержать минимум требований, отвечающих задачам школы. Кроме уровня обязательных требований должно быть указано и то желательное превышение минимума, к выполнению которого надо стремиться, сообразуясь с интересами и способностями уча¬щихся.

Необходим и новый критерий оценок, адекватный современ¬ному содержанию образования, в первую очередь общий (типо¬вой) критерий, который должен лечь в основу тех, которые раз¬рабатываются для каждого учебного предмета в отдельности. В соответствии со структурой содержания образования этот критерий должен характеризовать не только изложение знаний, но и оперирование ими в различных видах деятельности. Оценке должны подлежать три компонента: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности. Шкала критерия оценок должна строиться иначе, чем это принято. Построение этой шкалы долж¬но соответствовать разделению требований программы по двум уровням: обязательному и превышающему обязательный. Вы¬полнение первого должно оцениваться отметкой «удовлетвори¬тельно» (балл «3»), невыполнение — отметкой «плохо» (балл «2»), то или иное превышение требований — отметками «хоро¬шо» и «отлично».

Следовательно, необходимо выработать дополнительные по¬казатели качества овладения содержанием. Например, такие по¬казатели, как выразительность письменной речи в родном языке, решение задач несколькими способами в математике, широ¬кая информированность в вопросах истории и т. п. Типовой кри¬терий необходим как для итоговых, так и для текущих проверок. Критерии оценок по каждому предмету должны, с одной сторо¬ны, быть адекватными общему критерию оценок, а с другой — отражать специфику, ведущий компонент содержания предмета.

Следует отметить и такие предлагаемые в литературе меры предупреждения неуспеваемости, как повышение квалификации учителей, их периодическая аттестация [69]. Мы считаем важ¬ным повышение не только методической, но и общепедагогиче¬ской и психологической информированности учителей, создание условий для их творческой самообразовательной работы.

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет со¬вершенствование процесса обучения, усиление его воспитываю¬щего и развивающего воздействия. Наши рекомендации направ¬лены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной рабо¬те с учащимися, так и в работе со всем классом.

§4 Осуществление формирующего эксперимента по преодолению неуспеваемости.

В ходе опытной работы были апробированы некоторые при¬емы индивидуальной работы с учащимися, у которых обнаружи¬валось отставание в овладении операциями творческой деятель¬ности и низкий уровень познавательных интересов.

Учащиеся выполняли задания при поддержке учителя. Выбор заданий, организация их выполнения и проверки были подчине¬ны нескольким взаимосвязанным целям: возбудить интерес к учебному предмету, дать некоторый опыт преодоления трудно¬стей творческой деятельности. Успешное преодоление трудностей должно вызывать положительное эмоциональное отношение к ним. Задания были также направлены и на то, чтобы расши¬рить кругозор учащихся, познакомить с источниками информа¬ции в данной предметной области.

Работа была организована следующим образом. На протяже¬нии 2—3 месяцев учащийся получал от учителя ряд индивиду¬альных заданий. На перемене или после урока учащийся кон¬сультировался с учителем в связи с выполнением задания, отчи¬тывался он на уроке, перед классом. Если ответ был удачным, учитель это отмечал. Отметки за выполнение задания не стави¬лись, стимулирующее значение в данном случае имело одобре¬ние учителя, внимание товарищей, удовлетворение от достигну¬того успеха. В V—VII классах мы использовали серию из пяти заданий. В первом задании ученику предлагалось выбрать в ра¬нее пройденном материале учебника все то, что ему правится.

Давая это задание, учитель объяснял, что в классе предстоит провести повторение. Задание заставляло ученика по-новому взглянуть на учебный предмет, на самого себя как субъект уче¬ния, на отношение к нему учителя.

учащиеся V класса указали, что им понравились только те задачи по математике, в которых требовалось вычисление по образцу, это подтвердило сделанный ранее на основе наблюдения вывод о недостаточном уровне развития творческой деятельности.

Второе задание состояло в том, чтобы отгадать, две-три головоломки: занимательные задачи по математике, вопросы викто¬рины, кроссворды, чайнворды, загадки. Материал для таких за¬даний содержится в сборниках для внеклассной работы. Второе задание дается примерно через неделю после выполнения пер¬вого. Мотивируется это задание, равно как и следующее, третье, тем, что необходимо подготовить викторину, конкурс. Ученик вы¬ступает в роли помощника учителя, как активный член классно¬го коллектива.

Опыт показывает, что если первое задание добросовестна выполнено учеником, то он активно включается в работу по второму заданию. В тех случаях, когда первое задание не выпол¬нено, а такие случаи возможны, поскольку мы имеем здесь дело с инертными, отчужденными от учебной деятельности детьми, его не повторяют, а по истечении некоторого времени дают вто¬рое задание.

Смысл второго задания заключается в стимулировании твор¬ческих усилий, приобщении ученика к деятельности мыслитель¬ного поиска. Еще С. Л. Рубинштейн отмечал, что анализ условий в задачах-головоломках имеет общее с анализом условий при решении проблем [152,]. В обоих случаях требуется пере¬формулировать условия, выделив в них существенное. Успешное выполнение данного задания оказывает положительное влияние па развитие интереса ученика к учебному предмету, вселяет в него уверенность в свои силы (даже если решить головоломку помог учитель).

В третьем задании учащемуся поручается самому выбрать на предложенной ему учителем книги две-три головоломки и, обя¬зательно решив, загадать их в классе. Учитель уже не помогает ученику, предоставляя ему возможность отказаться от тех задач, которые ему решить не под силу, и искать другие — доступные.

С педагогической точки зрения очень важно, что ученик ре¬шает задачи по собственной инициативе, сам преодолевает труд¬ности. Не все учащиеся одинаково успешно справляются с труд¬ностями, многие нуждаются в помощи, но это уже другой вопрос. Существенно то, что изменяется отношение к трудностям творче¬ской деятельности: ученик начинает верить в возможность их преодоления.

Четвертое задание состоит в том, что ученик должен сам при¬думать головоломку для своих товарищей. Это задание, так же как и предыдущее, дает учащемуся возможность приобрести некоторый опыт творческой деятельности, заинтересоваться ма¬териалом учебного предмета. Надо иметь в виду, что одни учени¬ки могут лишь перефразировать или пере компоновать условие какой-либо найденной головоломки, изменить числовое выраже¬ние занимательной задачки, другие же способны сами придумать занимательное задание. Прежде чем выступать перед клас¬сом, ученик должен показать свой материал учителю; само собой разумеется, что самостоятельность и творческий подход должны заслужить одобрение.

Пятое задание — чтение отрывка из научно-популярной кни¬ги с последующим сообщением в классе о том, что нового и инте¬ресного содержалось в этом отрывке. Это задание следует повто¬рить несколько раз, чтобы у ученика появилась привычка читать дополнительную литературу (оно нацелено на то, чтобы возбу¬дить познавательный интерес, стремление расширить свои зна¬ния).

В VII—VIII классах необязательно все ответы учащихся по индивидуальным заданиям прослушивать в классе. Иногда до¬статочно того, чтобы ученик отчитался только перед учителем.

Выполнение

www.avroramodels.pro

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»