Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нравственное воспитание как система

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в "массовом" сознании обывателя XX столетия эта "эмансипированная" стихия "животности".

Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл проти¬воречия нравственного бытия человека современного общества, ука¬зав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовноцен¬ностную природу познания.

Отвергая представление о существовании человека исключитель¬но как биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностью не отрицал власть "природы" над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот, писа¬тель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бы¬тия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естест¬вом и опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.

Обессмысливание представления о жизни, происходящее в ре¬зультате полного порабощения человека "плотью", служит , по Л.Н.Толстому, самым главным препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себе как духовному и нравственно¬му, человеческому существу-Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становится единс¬твенным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать доступен каждому человеку.

Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспи¬тания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII века. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место бо¬лее реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравс¬твенному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "пе¬дагогических воздействий" или даже их системы, а в результате ор¬ганизации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроиз¬ведение уже сложившегося социального характера. Такому типу ор¬ганизации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. По¬добная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики ис¬ходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вче¬рашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к пси¬хическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целе¬направленное построение и развитие системы задаваемой многопла¬новой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на опреде¬ленном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не са¬мостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно.

3.Влияние мотивационной сферы на формирование личности.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Не может быть колебаний, писал А.С.Макаренко, - стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусли¬вых и лживых.

При этом особое значение приобретает учет внутренних побуди¬тельных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в органи¬зованную взрослым деятельность, в процессе которой развертывают¬ся многоплановые отношения, закрепляет формы общественного пове¬дения, формирует потребность действовать в соответствии с нравс¬твенными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуж¬дающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

"Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания "понимаемых моти¬вов" и мотивов "реально действующих", а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату дея¬тельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети под¬росткового возраста знают о наличии важной и общественно ответс¬твенной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в со¬циально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые" мо¬тивы в реально действующие.

Главная цель развития личности - возможно более полная реа¬лизация человеком самого себя, своих способностей и возможнос¬тей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны пу¬тем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом про¬цессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежа¬щими в основании развитой личности, являются активность, стрем¬ление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общест¬ва, превращение их в глубоко личные для данного человека ценнос¬ти, убеждения, потребности.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер фор¬мирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, от¬носятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) пони¬мать других людей и требовательность к себе и другим; способ¬ность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее ка¬чество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оп¬тимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в еди¬ной личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представля¬ющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуж¬дений человека.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит , что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных дея¬тельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими моти¬вами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценнос¬тей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель;

для подростков в их число входят также и сверстники; для под¬ростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или мик¬росоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»