Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нравственное воспитание как система

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


систему взаимосвязанных генетически преемственных и сме¬няющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфи¬ческий вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сфе¬ры происходит не только по пути включенных в не новых образова¬ний, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивацион¬но-потребностной сферы обладает личность с общественной направ¬ленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Пол¬ноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познава¬ем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляю¬щие окружающим миром, предсказывать события и проверять, прои¬зойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, ка¬залось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно¬научному, гуманитарному и т.д.).

Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом ос¬воении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в воз¬никновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуаль¬ными играми, трансформирует её в осознанную потребность "всерь¬ез" трудиться.

Таким образом, на определенном возрастном этапе (сейчас это происходит в период окончания неполной средней школы) в развитии мотивационно-потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциа¬ция мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно-пот¬ребностной сферы профессиональны намерений.

Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь - общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо об¬щества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства - уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки ребенок, подросток умел "обора¬чивать на себя", т.е. ценить самого себя за свой труд, находить¬ся "в согласии с самим собой", если он занят трудом, и чувство¬вать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего тру¬да, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения де¬тей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественном труде происходит утверждение ребенком себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.

Психологический анализ показывает, что дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся жить общей жизнью со взрослыми.

Универсальной формой этой жизни выступает социально значимый труд, участие в котором обеспечивает детям необходимую жизненную позицию. Характер, объем, функции трудовой деятельности, ее роль и степень воздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психического развития личности именно эта деятельность определяет отношение детей, развития их сознания и самосознания.

Поэтому при всей непреходящей важности формирования ведущей дея¬тельности, характерной для каждого периода онтогенеза, следует особое внимание обращать на включение всех детей в посильные ви¬ды социально полезной деятельности.

Психологический смысл просоциального труда дети осознают и сами, они замечают, что от работы у них зависит настроение, им приятно сознавать, что они делают полезное себе и людям, они познают ра¬дость от социально важного труда. Психологически это обосновано тем, что такой труд ставит подростков в позицию равноправного члена общества, принося ему удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться.

Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы явля¬ется ее временная ориентация. Временная перспектива - не просто знания, представления или мечты о будущем, эта совокупность вза¬имосвязанных и значимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия ребенка, подростка, юноши (девуш¬ки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (го¬ды, десятилетия) будущее. Временная перспектива включает в конк¬ретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жиз¬ни.

Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни разви¬ваться, человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для него и не простые идеи. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не "размениваться на мелочи", и не "плыть по течению". Отсутствие таких целей, суженность временной перспек¬тивы делают человека максимально зависимым от внешних обстоя¬тельств.

Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы - наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способ¬ности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки.

Воспитание воли - один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно - он должен нау¬читься выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хо¬чется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к спо¬собности самому формулировать и выполнять их - таков путь разви¬тия воли у человека.

Сформированность указанных качеств личности растущего чело¬века определяет его поведение в массе конкретных случаев и ситу¬аций, с которыми он сталкивается в жизни и которые, разумеет¬ся, нельзя предусмотреть до мельчайших деталей в процессе воспи¬тания.

Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека, - действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) должен не только думать, но и дейс¬твовать по совести, в соответствии со своим мировоззрениям.

Такой "школой действия" служат все формы общественной работы, все виды производительного труда, все типы разнообразной ин¬дивидуально-предпринимательской деятельности. В этих деятельнос¬тях у школьника воспитываются умение подчинять свои интересы и свою волю решениям других и убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды, ставить цели и решать их. Для того, чтобы социально признаваемая деятельность (включая учеб¬ную, трудовую, организационную, художественную, спортивную и другие виды) выступала действительной "школой" для проверки и укрепления школьником своих убеждений, она обязательно должна быть:

 интересной и "честной" деятельностью, т.е. не сводиться к формальному выполнению;

 деятельностью, важной для детей, определенным образом затра¬гивающей их реальные, существенные интересы;

 свободной деятельностью, т.е. обеспечивающей ребенку возмож¬ность реализоваться в ней, испытывать все свои способности;

 трудной деятельностью, т.е. успешное ее выполнение должно требовать, прежде всего, напряжения воли (и вместе с тем быть такой, чтобы всякий ребенок мог выполнить ее таким образом, что¬бы она имела для него положительный эффект);

 деятельностью, в которой молодой человек оказывается перед реальной альтернативой: поступить "по совести", согласно своему мировоззрению, или "не по совести", против своих взглядов. В первом случае может быть труднее, но такое поведение должно выз¬вать и поощрение извне (от товарищей, воспитателя), а главное ¬вызвать внутреннее удовлетворение, увеличить самоуважение. Во втором случае, когда совершение поступка облегчено, ребенку;

 подростку, юноше должно быть стыдно, он должен терять уважение к себе. Особенно важно, чтобы это был честный, свободный выбор. Ибо кто самостоятельно, свободно выбрал честный поступок, тот одним этим сильно укрепил свой нравственный костяк, свое дейс¬твенное мировоззрение, свою актуальную жизненную позицию. Чело¬век, узнавший на своем опыте, как приятно преодолеть себя, до¬биться уважения друзей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опыт надолго.

4.Социальные аспекты нравственного воспитания.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятель¬ности, направленной на пользу общества, забота об общем резуль¬тате, определенные организация и характер общения, широкая сис¬тема коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотноше¬ний детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»