Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Нравственное воспитание как система

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-об¬щественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только форми¬ровать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной сто¬роны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечи¬вает условия для развития подлинной самостоятельности. Макси¬мальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирова¬ния детского коллектива и определенных отношений его членов мо¬жет быть реализована в том случае, если она соответствующим об¬разом организована.

Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за¬дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози¬ция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа¬тов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея¬тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного,а затем для района, города, общества;

д) деятельность эта направлена на благо другим людям, об¬ществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятель¬ности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотно¬шении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детс¬ком объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимо¬действия создаются в условиях сформированного детского коллекти¬ва. Активно включая детей в решение социально важных задач, та¬кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов¬ливает возможности развития индивида как личности. Психолого-пе¬дагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что¬бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады¬ваются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и вре¬менных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать това¬рищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно¬образных связей, отношений.

Особое место в креплении межколлективных связей занимает це¬ленаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча¬ется выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас¬читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить¬ся от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осущест¬влять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

К числу важных моментов в организации детского коллектива относится разновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру¬ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замы¬каться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.

Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детс¬кого коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы, разные по длительности сущест¬вования, объему и содержанию деятельности.

В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психо¬логическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и заня¬тых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков ¬создает возможности для установления между детьми развернутых типов отношений.

В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом от¬ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз¬давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти¬вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор¬мирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к об¬щественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек¬тиве, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответс¬твенности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.

В чем причина слабой сформированности коллективистских ка¬честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование коллектива класса, ученической бригады, несом¬ненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных де¬тей, составляющих коллектив.

Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллек¬тива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное в коллективизме - обществен¬ная ориентация деятельности, творческое отношение к любому дру¬гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает "абстрагирование" от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие де¬ла. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании по выявлению условий формирования коллективистских качеств лич¬ности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования выглядят следующим образом.

1. 214 подростков в ряде детских коллективов (это были кол¬лективы классов школ, воспитательных групп школ-интернатов, спецшкол) были заняты деятельностью в рамках своих коллективов. Эта деятельность имела четко выраженные общественно полезные це¬ли, достижение которых продуманно вознаграждалось (например, по¬ездкой на пограничную заставу). При этом 187 таких подростков, как это обычно складывается в школьной практике, участвовали и в работе кружков, секций, бригад и др., но без специального вмеша¬тельства в организацию их деятельности в разных коллективах.

2. В других школах осуществлялось направленное включение всех подростков (данный вариант эксперимента охватывал 225 детей 10-15-летнего возраста) одновременно в разные коллективы - клас¬са, клуба, кружка, секции, бригады и т.д. При этом деятельность каждого коллектива имела свою общественно значимую цель, дости¬жение которой также вознаграждалось.

3.В третьих школах обеспечивалось вовлечение подростков (219 учащихся IV-VIII классов) в специально организованную систему разноплановых коллективов при соподчиненности общественно значи¬мых целей их многообразной деятельности по решению социально важных задач.

Затем перед всеми названными коллективами ставилась задача, имевшая важный общественный смысл, значимость для города, рес¬публики.

Но выполнение этой задачи отвлекало от работы в конкретном коллективе, наносило ему известный ущерб. В результате 89% под¬ростков, входящих в систему многопланового коллектива деятель¬ность которого содержательно

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»