←предыдущая следующая→
1 2 3 4
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по основам управления педагогическими системами
по теме: Образование в Англии
студентки группы ПК-3
Мурманского педагогического института
Раковой Татьяны
2000 г.
ПЛАН
Введение.
1. Органы управления образованием в Англии.
2. Краткая характеристика современного состояния системы образования в Англии.
3. Система обязательного образования в Англии.
3.1. Начальное образование.
3.2. Среднее образование.
4. Система дальнейшего образования.
5. Система высшего образования в Англии.
5.1. Проблематика, реформы и общая характеристика.
5.2. Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.
5.3. Реформы высшей школы.
6. Система педагогического образования в Англии.
Вывод.
Приложение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия образование в Великобрита¬нии стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляет¬ся на самом высоком уровне в иерархической структуре управления — парламентом, правительством.
Первым актом обще¬национального значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школь¬ному Образованию, в значительной мере упорядочил систе¬му образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: Сокращение объема обязательного образования, совершенствование системы повышения квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образование, расширение участия общественности в деятельности школы.
1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ
Центральным органам управления образования в Англии явля¬ются: Департамент образования и науки.
Департамент образования и науки принимает непосред¬ственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных за¬ведений, включая и университеты.
Следует отметить, что департаменты образования не кон¬тролируют деятельность отдельных учебных заведений. Та¬кой контроль возложен на Королевскую инспекцию и мест¬ные органы образования. Королевская инспекция осущес¬твляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в послед¬нее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.
Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования.
Характерной особенностью системы образования в Англии является преобладание государственного сек¬тора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.
В последние десятилетия влияние государства на разви¬тие образования еще более возросло, что связано с необ¬ходимостью его финансирования. В настоящее время госу¬дарство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных рас¬ходов университетов.
Системой образования руководит Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекоменда¬ции, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% обще¬ственных затрат на школы. Министерские субсидии распределяют¬ся в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В соответствии с административным делением и сложив¬шимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия, 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотлан¬дии имеются свои традиционные особенности.
Современная система образования Великобритании вклю¬чает в себя:
• дошкольное воспитание;
• начальное образование;
• общее среднее образование;
• систему дальнейшего образования;
• высшее образование.
В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или Малышевых центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы до¬школьной подготовки, учреждаемые добровольными орга¬низациями и родителями.
С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети посту¬пают в школу для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 лет — из начальной в среднюю. Система среднего образования страны включает объеди¬ненные, грамматические, технические, современные, специ¬альные и частные школы, среди которых особо выделяются элитарные «паблик скулз».
Наиболее массовым видом школ являются объединенные (в них обучается около 90% учащихся средних школ Англии и Уэльса). Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования, но в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селектив¬ном отборе учеников.
Большинство остальных детей обучаются в грамматичес¬ких школах, отличающихся значительной степенью диффе¬ренциации и дающих общее полное среднее образование.
Основной их целью является подготовка учащихся к обуче¬нию в высших учебных заведениях.
Уровень «первого профессионального образования», аналогичный российской схеме, в Великобритании не выде¬ляется, поскольку рабочие готовятся путем ученичества и непосредственно на производстве.
К системе дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») относится боль¬шое разнообразие колледжей, институтов, специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку на различ¬ных уровнях — от профессионально-технического до выс¬шего.
К системе высшего образования в Великобритании отно¬сятся традиционно академические университеты и професси¬онально-ориентированные политехнические колледжи.
3. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В стране действует система бесплатного общего образования для всех детей, неза¬висимо от социального положения, наци¬онального происхождения. Существуют школы муниципальные и частные. Обучение в первых бесплатное. Частные учебные заве¬дения платные.
Система обязательного образования охватывает детей и подрост¬ков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года — 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено ми¬нимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.
В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые ста¬дии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.
3.1 Начальное образование
Начальное образование охватывает первые две стадии. Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы пре¬подает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После оконча¬ния учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения.
В начальной школе основное время посвящено изучению анг¬лийского языка (40% учебного времени), 15% занимает физичес¬кое воспитание, около 12% — ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, геогра¬фии, природоведения и религии.
3.2 Среднее образование
В системе среднего образования Великобритании выде¬ляются два основных вида школ: грамматические и объеди¬ненные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные, В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принима¬ют выпускников начальных школ с различным уровнем ум¬ственных способностей и возможностей.
Средние
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|