университетов и политехнических вузов.
По структуре университеты подразделяются на коллеги¬альные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В со¬став унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.
Деятельность университетов регулиру¬ется их королевскими хартиями или уставами.
Формально университет возглавляет канцлер, назначае¬мый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета явля¬ется вице-канцлер или ректор (Шотландия). Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет — высший административный орган, который формирует преподава¬тельский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересован¬ных в подготовке специалистов.
Учебный год в вузах Великобритании начинается в октяб¬ре и делится, как правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября.
Основными видами занятий в вузах Великобритании яв¬ляются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, пред¬полагающий занятия с 2—10 студентами, которые проводят¬ся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Прак¬тические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Тради¬ционный академизм университетов привел к тому, что про¬изводственная практика либо совсем не включается в про¬грамму подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В не¬которой степени решению этой проблемы способствует обу¬чение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но на¬иболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.
Создание Открытого университета явилось началом раз¬вития в стране высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитар¬ному, естественному, социальным наукам, математике, педа¬гогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), вы¬полнения практических работ, контрольных письменных за¬даний (15%).
Система экзаменов в университетах определяется харти¬ями, однако в большинстве случаев проводится два основ¬ных экзамена — в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уро¬вень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; универси¬тетские и Совета по национальным академическим квалифи¬кациям.
По своему образовательному уровню степени, присужда¬емые в университетах, разделены на пер¬вые и высшие. В большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине — 6 лет).
Первые академические степени бывают двух видов — почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на полу¬чение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев ос¬новного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.
Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (1—2 года) или выполнения научно-исследовательской работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном присуждает¬ся за научно-исследовательскую работу, проведенную в те¬чение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магис¬тра вообще мало распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки.
Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваивает¬ся после подготовки и успешной защиты диссертации, кото¬рая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требует не менее 3 лет.
За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы.
Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего образования. В универси¬теты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. При¬ем в университеты осуществляется в централизованном по¬рядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает, заявление и на¬правляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вы¬зывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены.
Прием в политехнические колледжи до настоящего вре¬мени проводится на индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз. Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об образо¬вании. Требования в целом несколько ниже, чем в универси¬теты: достаточно иметь один предмет в общем свидетельст¬ве об образовании, сданный на повышенном уровне.
Система образования Англии в основном фи¬нансируется из государственных источников. Частные вло¬жения не превышают 4% общих расходов на образование.
5.3. Реформы высшей школы
Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в Великобритании в соответствии с Законом о даль¬нейшем и высшем образовании, предполагает:
• создание единой структуры финансирования универ¬ситетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;
• дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организацию внешнего контро¬ля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;
• установление более тесных связей вузов с промыш¬ленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;
• расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны
В соответствии с прогнозами будет расширено обучение по форме неполного учебного дня в системе образования взрослых. Возрастет доля частного финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что предопределит, в свою очередь, более независимую деятельность высших учебных заведений. Од¬нако определяющим по-прежнему останется государствен¬ное финансирование высшей школы.
Закон о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет бинарную систему (противопоставляю¬щую университетам политехнические институты и колледжи), учреждает единую модель высшего образования, предостав¬ляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статус университета.
В реформе высшего образования особое место отводит¬ся Открытому университету. Подчеркивается, что Открытый университет является единственным в своем роде высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку высокок¬валифицированных специалистов по форме неполного учеб¬ного дня через дистанционное (дистантное) обучение.
Модернизация высшего образования предполагает даль¬нейшую компьютеризацию высшей школы в новых условиях, целесообразность субсидирования научно-исследовательских работ по этой проблеме.
В целях оказания помощи в проведении реформы прави¬тельство создает специальную консультационную службу для разъяснения новой структуры и механизма ее внедрения.
Таким образом, совершенствование системы образова¬ния Великобритании в последние десятилетия является од¬ним из заметных процессов общественной и культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-экономических проблем государства.
6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ
Школьных учителей готовят общие и пе¬дагогические колледжи, а также педагоги¬ческие отделения университетов. Имеют¬ся частные и государственные высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную педагогическую подготовку проходят после 3 лет обучения на каком-либо факультете, т.е. ос¬воив определенный академический курс и получив специализа¬цию по 1-3 дисциплинам.
Педагогические колледжи не имеют единого учебного плана. Обычно в учебный план 3-летнего педагогического колледжа вхо¬дят
|
|