←предыдущая следующая→
1 2 3
Обучение и воспитание детей с ФФНР
в старшей группе детского сада
В течение года дети с ФФНР старшей группы осваивают 2 про¬граммы: общеобразовательную и коррекционную. Важно при этом правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя в организации обучения и воспитания детей.
Программа коррекционного обучения детей с ФФНР в старшей группе детского сада
(авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 1993)
Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода.
Первый период обучения (сентябрь - середина ноября).
Фронтальные логопедические занятия по произношению - 2 ра¬за в неделю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.
Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда - ежеднев¬но (в течение всех периодов обучения).
Работа воспитателя по заданию логопеда - ежедневно (в тече¬ние всех периодов обучения).
На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:
1. отработкой правильной артикуляции, закреплением и автома¬тизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], | н |, [н'], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], | д |, |_д` |, [г], [г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появ¬ления в речи отсутствующих звуков;
2. постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможно¬сти - одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);
3. выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;
4. различением звуков на слух;
5. дифференциацией поставленных или сохранных звуков в про¬изношении.
На фронтальных логопедических занятиях:
1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких к более сложным по артикуляции звукам;
2. одновременно проводится работа по формированию фонема¬тического восприятия.
Дети утрированно произносят названные выше звуки, угады¬вают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и оп¬ределяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка четкой артикуляции про¬стых согласных звуков сочетается с формированием умения слы¬шать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других сло¬гов, определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция звука). Ведется работа по запоминанию сло¬говых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстуки¬вать ритм, угадывать количество слогов. После сформирован¬ного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки мож¬но переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).
Второй период обучения (вторая половина ноября - пер¬вая половина февраля).
Фронтальные логопедические занятия - 3 раза в неделю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.
На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствую¬щих звуков и их автоматизация.
На фронтальных логопедических занятиях акцентируется вни¬мание:
1. на дифференциации на слух и в произношении звуков по твердо¬сти - мягкости, глухости - звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются следующие звуки: [л']-[ы], [с], [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-|з|, [с']-[з'], [ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];
2. на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;
3. на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;
4. на развитии связной монологической речи: составлении корот¬кого рассказа с опорой на наглядность;
5. на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: опреде¬лении позиции звука в слове (в начале, середине, конце); опреде¬лении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их преобразовании;
6. на усвоении терминов и понятий слог, слово, предложение, звук, согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки. -
Третий период обучения (февраль- май).
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа про¬водится с детьми, у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков.
Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в не¬делю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 2 раза в неделю.
Главное в этом периоде:
1. закрепить навык употребления поставленных звуков в само¬стоятельной речи детей;
2. изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], |р|-[р'], |л|-[р], |р'|-|л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];
3. закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в само¬стоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.
Дети к концу третьего периода:
1. на базе полностью сформированного произношения и фонемати¬ческого слуха самостоятельно проводят анализ и синтез однослож¬ных слов (лук, шум), слогов и слов со стечением согласных ([сто], стол, стул). В качестве зрительной опоры используются схемы,
где длинной полоской обозначено слово, короткой - слоги, глас¬ные звуки выделяются красными кружочками, согласные - синими;
2. свободно пользуются лексико-грамматическими конструкция¬ми - простыми и сложными предложениями.
Дети, заканчивая обучение по коррекционной программе груп¬пы ФФНР, переходя в обычную подготовительную группу, пол¬ностью готовы к обучению грамоте.
Воспитатель в течение всего времени обучения детей с ФФНР занимается по рекомендациям логопеда совершенствованием ар¬тикуляционной, тонкой и общей моторики; закреплением произ¬ношения поставленных логопедом звуков; обогащением, уточне¬нием и активизацией отработанной лексики в соответствии с лек¬сическими темами программы; закреплением употребления фор¬мирующихся грамматических категорий; формированием связной речи; закреплением формирующихся навыков звукослогового ана¬лиза и синтеза; развитием фонематического восприятия; развитием внимания, памяти, логического мышления.
Обучение и воспитание детей с ФФНР в подготовительной группе детского сада
Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе (автор - Г. А. Каше, 1985)
Курс коррекционного обучения рассчитан на 10 месяцев (сен¬тябрь - июнь).
При разработке коррекционного обучения учитывались не¬сколько задач: коррекция речевого дефекта, подготовка к овладе¬нию грамотой, усвоение грамоты, предусмотренное программой I класса массовой школы. Программа рассчитана на детей 7-го года жизни.
В процессе работы по формированию звукопроизношения на том же материале планируются упражнения по развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Следует иметь в виду, что несформированность фонематических представлений у детей с ФФНР приводит к тому, что готовность их к звуковому анализу речи слабее, чем у нормально говорящих, кроме того, есть отста¬вание в лексико-грамматическом развитии.
Последовательность усвоения детьми звуков речи в этой про¬грамме разработана с учетом формирования звуков речи при нор¬мальном речевом развитии.
Закрепление произношения осуществ¬ляется:
1. закрепление артикуляционного уклада поставленного звука в слогах, в словах и предложениях;
2. сравнение на слух поставленного звука с другими звуками речи.
По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3 задания и, следовательно, требующие распреде¬ления внимания ребенка. Затем вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи. На послед¬нем этапе обучения включаются специальные упражнения, на¬правленные на развитие выразительности речи.
Особенности системы обучения грамоте детей с ФФНР (по Г. А. Каше)
Обучение грамоте в группе для детей с ФФНР протекает в усло¬виях, отличающихся от условий массовой школы. Отметим их.
1. Обучение грамоте проводится на материале звуков, пра¬вильно произносимых детьми.
2. Определяется соответствие между изучаемыми звуками и формами фонемного анализа.
3. Выделяется длительный период подготовки детей к обуче¬нию грамоте, содержание которого специфично.
4. Проводится тщательная отработка усваиваемого детьми ма¬териала на каждом этапе обучения.
С учетом особенностей развития речи детей данной категории процесс овладения чтением и письмом не только растянут во вре¬мени, но и предполагает иное расположение материала и исполь¬зование особых методических приемов.
Первый период- подготовительный (длится 8 недель). ,
Его цель - воспитать готовность к анализу слов простой сло¬говой структуры типа СГС; СГСГ (С - согласный, Г - гласный).
Основной единицей обучения в этот период является звук, вы¬деленный из состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе проводятся на звуках, имеющихся у ребенка.
Разработана последовательность овладения детьми
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|