Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Особенности ранней социализации детей в семье

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Министерство образования РФ

Череповецкий государственный университет

Институт педагогики и психологии

Кафедра: Педагогики

Курсовая работа по социальной педагогике на тему:

Особенности ранней социализации детей в семье

Выполнила: студентка группы 4СОП-31 Мурашкина С.В.

Принял: Дудинова И. Ю.

Череповец 2004

Содержание

Введение 3

1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье 6

1.1. Сущность понятия «социализация». Этапы социализации. 6

1.2. Семья как институт социализации. 9

1.3. Особенности ранней социализации. 13

2. Анализ опыта работы центра ранней социализации детей «Зеленая дверца». 19

2.1. Предпосылки возникновения центра «Зеленая дверца». 19

2.2. Цель и принципы работы центра «Зеленая дверца». 20

2.3. Содержание работы центра «Зеленая дверца». 23

2.4. Значение работы центра «Зеленая дверца». 26

Заключение 29

Список литературы 32

Введение

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов.

Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей

Существует проблема детско-родительских отношений, которая определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» — нормами и правилами — проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами — происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Таким образом, изучение особенностей процесса ранней социализации в семье становится все более актуальным в настоящее время.

Объект исследования – ранняя социализация детей в семье.

Предмет исследования – особенности работы центра ранней социализации детей «Зеленая дверца».

Цель курсовой работы – изучить особенности ранней социализации детей в семье.

Задачи курсовой работы:

• раскрыть сущность процесса социализации;

• рассмотреть семью как важнейший институт социализации;

• определить понятие, средства, агенты и результат ранней социализации;

• изучить и проанализировать работу центра ранней социализации «Зеленая дверца».

Методы исследования: теоретический, сравнительный, изучение и анализ литературы, цитирование, систематизация и классификация.

Проблему ранней социализации детей в семье занимались психологи, педагоги, социологи. З.Фрейд считал, что период раннего детства является самым важным и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. А.В.Петровский, Н.Смелзер, А.В.Мудрик, Г.М.Андреева, Н.В.Андреенкова раскрывают сущность процесса социализации, Л.М.Митина, И.Н.Зарецкая акцентируют свое внимание на связи социализации с обучением и воспитанием. Г.И.Соловников, А.В.Мудрик, Т.Парсокс В своих работах большое внимание уделяют семье, Т.Парсокс пишет, что семья – это «основной орган социализации». М.В.Фирсов рассматривает отношения родителей и детей, Е.М.Мастюкова занимается коррекционной работой, большое значение придает эмоциональной атмосфере в семье. Д.Мид рассмотрел стадии процесса обучения детьми взрослых ролей, А.Халлер продолжил его в концепции «значимого другого», здесь процесс ранней социализации рассмотрен с точки зрения психологии. Раскрывают сущность процесса ранней социализации также А.В.Мудрик, И.Н.Зарецкая. А.Д.Андреева описывает опыт работы центра ранней социализации «Зеленая дверца».

Несмотря на актуальность, рассматриваемая тема в литературе раскрыта не полностью и поэтому должна стать предметом серьезного изучения.

1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации в семье

1.1. Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.

Изначально, проанализируем сущность процесса социализации, а затем рассмотрим этапы социализации. Отметим, что сам термин не имеет однозначного толкования и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в среду. Иными словами, не только обогащается опытом, но и реализует себя. «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, - социализированный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам» [5. с. 33].

Также изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения по¬нятия «социализация».

В психологическом словаре дается следующее опреде¬ление: «социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [16, с. 289].

В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так под социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

• стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

• игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

• стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей [14, с. 125].

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием вос¬питательной и обучающей деятельности.

Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов по¬ведения, качеств и свойств личности [10, с. 54].

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга, хотя и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно [5, с. 33]. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Итак, для данной работы наиболее подходящим является следующее определение. Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»