Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Отграничение ЗПР от сходных с ней состояний

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СХОДНЫХ

С НЕЙ СОСТОЯНИЙ

Вопросами дифференциальной диагностики задержки психи¬ческого развития и сходных с ней состояний занимались многие отечественные ученые (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, И. А. Юр¬кова, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Шаумаров, О. Монкявичене, К. Новакова и другие).

На ранних этапах развития ребенка трудность представляет разграничение случаев грубого речевого недоразвития, мотор¬ной алалии, олигофрении, аутизма и задержки психического раз¬вития.

Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР це¬ребрально-органического генеза, поскольку в том и другом случае у детей отмечаются недостатки познавательной деятельности в це¬лом и выраженная дефицитарность модально-специфических функций. Вот основные отличительные признаки, значи¬мые для разграничения задержки психического развития и умствен¬ной отсталости.

1. Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР ха¬рактерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонен¬тов психической деятельности ребенка. При умственной отсталос¬ти отмечается тотальность и иерархичность нарушений психичес¬кой деятельности ребенка. Ряд авторов используют для характери¬стики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.

2. В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР

гораздо выше потенциальные возможности развития их познава¬тельной деятельности, и в особенности высших форм мышления —

обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстраги¬рования. Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установле¬нии причинно-следственных зависимостей и имеют несовершен¬ные функции обобщения.

3. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с

ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.

4. В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.

5. При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них усло¬виях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству с взрослым. Они хо¬рошо принимают помощь взрослого и даже помощь более про¬двинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на

непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам дея¬тельности.

6. Игровое предъявление заданий повышает продуктивность де¬ятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе

возможностей умственно отсталого ребенка.

7. У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями де¬ятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный за¬мысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вмес¬те с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.

8. Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, кото¬рая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении зада¬ния, тем выше результаты его деятельности. Подобный феномен не отмечается у умствено отсталых детей. Эмоциональная сфера умственно отсталых дошкольников не развита, а чрезмерно игро¬вое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

9. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной

степени владеют изобразительной деятельностью. У умственно от¬сталых дошкольников без специального обучения изобразитель¬ная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т. е. на уровне чер¬кания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы — схематичные изображения домиков, «головоногие» изоб¬ражения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плос¬кости листа бумаги.

10. В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует

диспластичность. В то время как у умственно отсталых дошкольни¬

ков она наблюдается достаточно часто.

11. В неврологическом статусе детей с ЗПР обычно не отмечает¬ся грубых органических проявлений, что типично для умственно

отсталых дошкольников. Однако и у детей с задержкой можно уви¬деть неврологическую микросимптоматику: выраженную на вис¬ках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиаци¬ей вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов.

12. Патологическая наследственная отягощенность более типична

для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмеча¬ется у детей с задержкой психического развития.

Безусловно, это не все отличительные признаки, учитываемые при разграничении ЗПР и умственной отсталости. Не все они одинаковы по своей значимости. Однако знание этих вышеупомяну¬тых признаков позволяет достаточно четко дифференцировать оба рассматриваемых состояния.

Иногда приходится дифференцировать задержку психического развития и легкую степень органической деменции. При ЗПР нет такой разлаженности деятельности, личностного распада, грубой некритичности и полного выпадения функций, которые отмеча¬ются у детей с органической деменцией, что и является диффе¬ренциальным признаком.

Особые трудности представляет разграничение задержки пси¬хического развития и тяжелых нарушений речи коркового генеза (моторная и сенсорная алалия, ранние детские афазии). Эти труд¬ности обусловлены тем, что при обоих состояниях имеются похо¬жие внешние признаки и следует выделить первичный дефект — речевое ли это нарушение или интеллектуальная недостаточность. Это сложно, так как и речь, и интеллект относятся к познаватель¬ной сфере деятельности человека. Кроме того, они в своем разви¬тии неразрывно связаны между собой. Еще в трудах Л. С. Выготс¬кого при указании на возраст 2,5—3 года говорится, что именно в этот период «речь становится осмысленной, а мышление — рече¬вым». Поэтому, если патогенный фактор воздействует в эти сроки, он всегда затрагивает обе названные сферы познавательной дея¬тельности ребенка. Но и на ранних стадиях развития ребенка пер¬вичное поражение может задержать или нарушить ход становле¬ния познавательной деятельности в целом.

Для дифференциальной диагностики важно знать, что ребенок с моторной алалией, в отличие от ребенка с ЗПР, отличается край¬не низкой речевой активностью. При попытке вступить с ним в контакт он часто проявляет негативизм. Кроме того, нужно по¬мнить, что при моторной алалии более всего страдают звукопроизношение и фразовая речь, а возможности усвоения норм родно¬го языка стойко нарушены. Коммуникативные трудности у ребен¬ка все более нарастают по мере того, как с возрастом речевая де¬ятельность требует все большей автоматизации речевого процесса (Е. М. Мастюкова, 1997).

Сложности для диагностики представляет разграничение ЗПР и аутизма. У ребенка с ранним детским аутизмом (РДА), как пра¬вило, нарушены все формы довербального, невербального и вер¬бального общения. От ребенка с ЗПР такой малыш отличается ма¬ловыразительной мимикой, отсутствием зрительного контакта («глаза в глаза») с собеседником, чрезмерной пугливостью и стра¬хом новизны. Кроме того, в действиях детей с РДА наблюдается патологическое застревание на стереотипных движениях, отказ от действий с игрушками, неготовность к сотрудничеству с взрос¬лыми и детьми.

Отграничение ЗПР от умственной отсталости

Одной из важнейших задач психолого-педагогиче¬ской диагностики является отграничение умственной от¬сталости от сходных с ней состояний. Большая заслуга в деле разработки этих вопросов принадлежит дефектологам Т. А. Власовой, Г. М. Дульневу, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др. Проблема дифферен¬циальной диагностики в связи с комплектованием уч¬реждений для умственно отсталых детей была предме¬том обсуждения на Международной конференции, со¬стоявшейся в 1964 г. в Копенгагене. Уже тогда было указано на недостаточность только психометрических оценок при диагностике умственной отсталости и были поставлены задачи разработки методов исследования и критериев для отграничения умственной отсталости от пограничных, сходных с ней состояний.

Как правило, поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта ребенка школьного возраста, служит его неуспеваемость, обнаруживающая¬ся в процессе обучения. Отождествление неуспеваемо¬сти с умственной отсталостью

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»