Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Педагоги-новатора Ш.А. Амонашвили

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


НЕВИННОМЫССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

По предмету: История педагогики и философия образования.

На тему: Современные педагоги-новаторы ( Ш.А. Амонашвили.)

Работу выполнил

Студент группы ИПФзс12-21

Паршина Ю.Н

Научный руководитель

Невинномысск 2006

Введение

АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (родился 8 марта 1931г., в г. Тбилиси (Грузия)). Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук (1973), профессор. (1980) руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989г.,

почетный член РАО с 21 марта 1993г.,

действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.

После окончания Тбилисского ун-та (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983—91 — директор), с 1987 — ген. директор эксперим. научно-пед. производств, объединения MHO Грузии.

С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов нач. обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения А. — “педагогика целостной жизни детей и взрослых” — строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы — опираясь на всю полноту дет. жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить шк. занятия в “уроки счастья жизни”, познания, общения, взросления.

Ш.А. Амонашвили окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.

Публикации:

Основы формирования навыков письма и развития письм. речи в нач. классах, Тб., 1970;

Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;

Созидая человека, М., 1982;

Здравствуйте, дети!, М., 1983;

Воспитат. и образоват. функция оценки учения школьников, М., 1984;

В школу — с шести лет, М., 1986; Как живете, дети?, М., 1986;

Единство цели, М., 1987;

Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990.

«Педагогическая симфония», «Школа жизни», «Созидание человека» и др. Создатель и руководитель Издательского дома Шалвы Амонашвили совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную «Антологию гуманной педагогики».

Установление гуманных отношений в процессе обучения

Учебно-познавательная деятельность школьника стимули¬руется не только посредством интересного учебного ма¬териала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педа¬гог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброже¬лательности, доверия, сопереживания, уважения школь¬ник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познава¬тельных задач.

Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах». В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.

А. предлагает организацию такой дет. жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия.

Нравств. основа дет. уч. кооперации в системе А.— способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между ст. и мл. детьми организуются путём шефской помощи дет. саду, нач. классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на неск. доступных учащимся уровнях, напр., обучение чтению — от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собств. учебника, в планировании ответов и т. п.

Управление обучением и всей школьной жизнью детей с позиции их интересов.

Содер¬жание обучения и воспитания, т. е. база для органи¬зации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личностных интересов и пот¬ребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, за¬интересовались им, увлеклись учебно-познавательной дея¬тельностью. В таком случае будет устранена возмож¬ность возникновения нежелательных конфликтов, которые, могут проявиться в многооб¬разных формах. Одновременно исчезнет необходимость в системах авторитарных педагогических мер, направ¬ленных на устранение этих мешающих нормаль¬ному функционированию учебно-воспитательного процес¬са конфликтов и противоречий, на принуждение школь¬ника выполнять свой долг, на восстановление порядка и т.

Возвысить школьника до педагогически организован¬ной среды, которая потребует от него активности преднамеренно запланированного содержания, возможно. По мнению Ш. Амоношвили, путем максимального учета развиваю¬щихся потребностей и потенции личности ребенка, стре¬мящейся быть самостоятельной и независимой, путем специальных форм и способов управления учебно-воспи¬тательным процессом, помогающих ребенку осознать себя как личность и направляющих его на самостроитель¬ство своего внутреннего мира. Школьник постоянно должен ощущать, что с ним считаются, це¬нят его мнение, доверяют, советуются.

В обучении управление школьной жизнью учащихся с их же позиции осуществляется методическими приемами, которые ставят учащихся в си¬туации свободного выбора и самостоятельного принятия решений. Ш.А. Амоношвили приводит следующие примеры:

Учащимся предлагается самим выбрать себе домашнее задание по любому предмету или группе предметов. В таких случаях обыч¬но педагог обращается к ним в следующей форме: «Домашнее зада¬ние сегодня я вам не задам. Если кто хочет, путь сам задаст себе задания, а завтра покажет нам». На другой же день педагог заинтересованно выясняет, кто какое задание выполнял и почему, одобряет усердие детей и т. п.

«Предлагаю вам два стихотворения о весне разных авторов,— обра¬щается педагог к учащимся.— Давайте выберем, какое из них выучить наизусть» Учитель читает оба стихотворения, учащиеся обсуждают их. Обычно для заучивания часть детей выбирают одно стихотворение, а часть — другое и объясняют свой выбор.

«По установленному плану на изучение этой темы мы должны затратить пять уроков,— говорит учитель.— Может быть, мы с вами попытаемся изучить ее, притом основательно, за четыре урока? Тогда у нас в запасе останется еще один урок. А раньше мы сэко¬номили шесть уроков. В конце года мы все вместе подумаем, изучению ка¬кого материала мы посвятим оставшееся время». Обычно учащиеся охотно принимают такое предложение педагога, а в конце учебного года за счет сэкономленных таким образом 6—7 уроков устраива¬ются учебно-познавательные «конференции», готовятся доклады, про¬водятся конкурсы, утренники и т. д.

Предложенные в таких коллегиальных формах учеб¬но-познавательные задачи учащимися принимаются легко, охотно; они становятся личностно значимыми для детей, способствуя тем самым их активному, заинтересованному участию в выполнении педагогически запланированных целей.

Ш.А.Амоношвили считал, что нужно постоянно проявлять веру в возможности и перс¬пективы каждого школьника. Педагог должен действи¬тельно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного методи¬ческого подхода к нему. Воспринимать естественные не¬удачи школьника как его неспособность и реагировать на это осуждающе, пусть даже с глубоким сочувст¬вием, но без ориентировки на их обязательное преодо¬ление в будущем негуманно по отношению к личности ребенка.

Как реально следует выражать убежденность в воз¬можности и перспективы школьника и вселять в него веру в свои силы? Важно постоянно

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»