Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении

Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовой подготовки школьной моло¬дежи. Между тем производство, по крайней мере в нынешний переходный период, не может оказы¬вать школе, как это было раньше, материально-технической, кадровой и финансовой поддержки. Вряд ли возможно в ближайшей перспективе уси¬ление такой поддержки и со стороны государ¬ства. Общеобразовательной школе пока остается рассчитывать в основном на свои внутренние воз¬можности, главным образом на более полное, активное и целенаправленное использование чисто педагогических средств — пересмотр и модерниза¬цию содержания, совершенствование и создание новых методов и форм организации обучения.

Такую работу, пользуясь свободой педагогиче¬ского творчества, опираясь на предшествующий опыт, уже не первый год ведут прежде всего практики — учителя, руководители школ и меж¬школьных УПК, методисты. Ею занимаются и тео¬ретики — педагоги-ученые, разрабатывая проек¬ты стандарта образовательной области «Техноло¬гия», соответствующих учебных программ, при¬ступая к созданию учебных и методических по¬собий. Чем теснее сотрудничество практиков и ученых, тем меньше неудач. Последние особен¬но досадны, если касаются программ, ведь ими предстоит руководствоваться тысячам учителей.

Неудачи происходят по разным причинам и, в частности, из-за игнорирования дидактических принципов, особенностей их применения в трудо¬вом обучении. Нередко забывают и принципиаль¬ные, основополагающие, подтвержденные практи¬кой положения педагогики трудового обучения о необходимости обеспечения: 1) его политехни¬ческого характера, связи с производительным тру¬дом; 2) воспитательной, развивающей и проф-ориентационной направленности; 3) взаимосвязи с другими звеньями системы трудовой подго¬товки (общественно полезным, производительным трудом, профориентацией, внеклассной работой по техническому творчеству, сельскохозяйственному опытничеству, прикладному искусству и др.), с ос¬новами наук. Пренебрежительное отношение к этим положениям крайне отрицательно сказы¬вается на результатах работы по улучшению трудовой подготовки школьников, но в статье мы хотели бы только обратить внимание читателей на данное обстоятельство и подробнее остановиться на принципах дидактики.

Дидактические (от греческого слова didaktikos — поучающий) принципы — это руководя¬щие идеи и положения, применяемые в обучении всем учебным предметам. В педагогической лите¬ратуре описано более десятка таких принципов: целенаправленность, научность, доступность и др. Они в основном являются едиными по отноше¬нию к различным школьным дисциплинам, но применительно к каждой из них имеют свою специ¬фику. Мы остановимся на особенностях примене¬ния дидактических принципов в трудовом обуче¬нии, рассчитывая, что наши соображения и реко¬мендации будут полезны и учителям, и разработ¬чикам программ, и создателям учебных и методи¬ческих пособий.

Целенаправленность обучения. Лю¬бая деятельность эффективна, если определены ее цели. Обучение — это деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение). Каковы же цели этой деятельности, каковы цели трудового обучения?

Сейчас перед общеобразовательной школой сто¬ит задача формирования свободной, творческой, образованной, разносторонней и активной лич¬ности. Поскольку труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, одной из основных частей ее содержания, поскольку при рыночной экономике способность к труду (ра¬бочая сила) является товаром, к которому предъ¬являются высокие и быстро меняющиеся требования, постольку важной составляющей процесса формирования личности должно быть становление работника, компетентного в своей области специа¬листа, вместе с тем обладающего высокой про¬фессиональной мобильностью. Таким образом, тру¬довое обучение должно быть направлено на комп¬лексное решение задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования у них фундамента готовности к труду для себя и общества. Такой фундамент является совокупностью интересов, мотивов, нравственных качеств, знаний, умений и навы¬ков. Это прежде всего трудолюбие, добросовест¬ное и творческое отношение к труду, при¬вычка к нему, трудовая культура, честность, со¬вестливость и порядочность, предприимчивость и деловитость, инициативность и высокая дисци¬плина труда и, конечно, прочные знания и уме¬ния в области основ техники, технологии, эко¬номики и организации производства, представле¬ние о путях его развития, его экологических проблемах, об основных направлениях научно-тех¬нического прогресса, а также о мире профессий, путях профессиональной подготовки, трудоустрой¬ства.

Этими общими целями трудового обучения учи¬телю следует руководствоваться при определении целей каждого урока, а последние в свою очередь в значительной степени обусловливают не только содержание, но и формы и методы работы с уча¬щимися. Необходимо добиваться того, чтобы они содействовали воспитанию учащихся на трудовых традициях народа, на примере жизни и деятель¬ности новаторов производства, развитию у школь¬ников стремления к изобретательской и рацио¬нализаторской деятельности, способности воспри¬нимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда, формированию активного отношения к жизни, чувства хозяина, других положительных качеств работника, личности.

При планировании работы учитель определяет, какие понятия, практические умения необходимо сформировать на данном занятии, ставит в связи с этим воспитательные и развивающие задачи и вы¬бирает соответствующие методы. В ходе занятий с целью решения воспитательных задач учитель по¬ощряет учащихся, правильно выполняющих трудо¬вые приемы, осознанно применяющих знания на практике, соблюдающих требования безопасности труда.

Учитель пользуется такими приемами активиза¬ции мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), которые способствуют развитию внимания, мышления, па¬мяти, речи, т. е. выполняют развивающую функцию обучения. Широко практикуется также создание общественного мнения вокруг участия школьников в труде, всемерное развитие учениче¬ского самоуправления.

При реализации принципа целенаправленности учителю следует добиваться того, чтобы его уси¬лия по обучению и воспитанию школьников сливались с их ответными усилиями по освоению учебного материала, саморазвитию, самосовершен¬ствованию, профессиональному самоопределению, т. е. с их активным отношением к учению. Такое сотрудничество возможно, если учащимся извест¬ны и понятны цели всего учебно-воспитатель¬ного процесса и каждого урока, если они видят пользу для себя в их реализации. Отсюда следует, что учитель постоянно должен уделять внимание мотивам учения школьников, корректировать не¬правильно сложившиеся, поощрять позитивные, формировать новые.

Не просто, разрабатывая учебную программу, реализовать цели формирования у учащихся опре¬деленной суммы знаний и умений, но гораздо сложнее обеспечить при этом осуществление це¬лей воспитания, развития школьников. Часто дело ограничивается формулированием этих целей в объяснительной записке. Этого, конечно, мало. Необходимо, чтобы линия воспитания, развития была тщательно проработана, чтобы она наличест¬вовала во всей программе.

Научность обучения. Данный принцип требует, чтобы в результате обучения у школь¬ников было сформировано научное мировоз¬зрение, сложилась система знаний о тенденциях развития техники и производства, конкретизи¬ровалось понятие о науке как непосредственной производительной силе.

Научность трудового обучения достигается в том случае, если учащимся рассказывают не только, например, о том, как устроен и действует техни¬ческий объект или протекает технологический процесс, но и дают ответ на вопрос, почему именно так. Для этого привлекают знания уча¬щихся, полученные на уроках физики, химии, био¬логии, математики. Так, например, в процессе про¬фессиональной подготовки по специальностям радиоэлектронной промышленности школьники знакомятся с одним из направлений научно-технического прогресса — микроминиатюриза¬цией радиоэлектронной аппаратуры. Научность в изучении этого вопроса будет достигнута при условии, если учитель не только расскажет о веду¬щих направлениях микроминиатюризации — мик¬ромодульном конструировании, методе пленочных микросхем и твердых схем, но и объяснит, по¬чему возникла необходимость уменьшения габа¬ритов и массы изделий и потребления ими энергии при одновременном повышении надеж¬ности радиоаппаратуры и облегчении ее производ¬ства. При этом, опираясь на знания учащихся по физике, учитель подчеркивает, что микроминиатю¬ризация позволяет во много раз увеличить полез¬ный объем радиоэлектронной аппаратуры.

Другой пример. Уже в V—VII классах при изучении на уроках труда обработки металлов и древесины учащимся следует дать элементарное представление о теории резания и ее научных основах, используя их знания по физике. Широ¬кие возможности для реализации данного прин¬ципа есть у учителей труда при изучении в этих классах многих других вопросов (материало¬ведение, устройство инструментов, приспособле¬ний, технологических и других машин, различ¬ные технологии).

Учитель должен знакомить школьников с объективными научными фактами, понятиями, за¬кономерностями, теориями, с современными дости¬жениями науки, применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной деятельности, к овладению ее методами.

Одна из важных и постоянных задач педаго¬гики — это приведение содержания и методов обучения в соответствие с изменениями в науке, технике и производстве. В связи с этим обнов¬ляются учебные программы, из них исключается устаревший

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»