←предыдущая следующая→
1 2 3
Часть 1. Проблема обучения.
I. Введение
Общие положения.
Данная проблема заключается в выборе между учебой и работой. Перед та-ким выбором становится каждый человек, окончивший 11-ый класс, когда у человека есть 2 альтернативы: продолжать учиться дальше или сразу начать ра-ботать, окончив курсы по будущей специальности. Данная проблема более ак-туальна для выпускниц, чем для выпускников, так как парни поступают в выс-шие учебные заведения не только с целью обучения, но и для отсрочки призыва в армию.
Авторы данной работы тоже стояли перед данным выбором. Во время вы-бора, к сожалению, мысли о решении данной проблемы не окончательно сфор-мировались, и поэтому авторам пришлось руководствоваться не столько мате-матическими расчетами, сколько предчувствием, советом подруг и родителей, а также их личным примером.
Альтернатива 1 - начинать работать сразу после окончания школы
Школьное образование и усердное самообучение выпускника школы делает его пригодным к большому спектру работ, не требующих специального высше-го образования, особенно в организации, где работают родственники и близкие друзья выпускника и родителей. При этом существует возможность поступле-ния на относительно невысокую должность.
Достоинства данной альтернативы:
• близость к практическим, реальным проблемам позволяют человеку обучаться одновременно с работой, не тратя времени на совершенно бесполезные предметы высшего образования, таких как философия, культурология, химия и тому подобные.
• совет коллег и знакомых могут также сыграть большую роль в узком профессиональном образовании.
• если речь идет о бухгалтерских специальностях, о которых прежде всего думала одна из авторов, то существует огромное количество литерату-ры, посвященное данному предмету. Также широко распространены курсы по подготовке по различным специальностям, включая менедже-ра и бухгалтера. Как правило, высшее образование по данным специ-альностям платное, и стоимость обучения в ВУЗах по данным специ-альностям гораздо дороже стоимости обучения на всевозможных кур-сах. К тому же, организаций, ведущих курсы по подготовке к данным профессиям, достаточно много, что нельзя сказать про ВУЗы. При оби-лии организаций можно подобрать курсы, не отрывающие человека от работы.
• что человек, устроившись на работу, имеет возможность на практике отслеживать ситуацию в конкретной профессиональной области - на-пример, какие специалисты требуются и с какими знаниями.
• человек имеет возможность подстраивать процесс (само)обучения под себя, выбрать себе отвечающие его уровню знаний курсы, доставать ли-тературу на требуемом уровне знаний. Естественно, эта особенность может проявиться только при наличии относительно высокой культуры самообразования, наличия силы воли у человека, помощи cо стороны окружающих.
Недостатки данной альтернативы.
• К недостаткам такого пути можно отнести то, что довольно трудно полу-чить высококлассное образование на курсах подготовки по специальностям или самостоятельно.
• обучение самостоятельно тоже требует некоторые средства на учебную ли-тературу.
• отсутствие диплома о получении высшего образования, который имеет го-раздо больший вес, чем дипломы всевозможных подготовительных курсов. Но данный недостаток имеет одно "но". Наличие диплома требуется (или желательно) при приеме на работу. Если человек устроится сразу, то уст-раиваться ему больше не придется ( в идеале). В худшем случае тот же ди-плом можно купить с любыми требуемыми оценками. Еще одним из досто-инств работы после окончания школы является то, Также к достоинствам относится то, что
• малый контакт со сверстниками. В коллективе, где будет работать человек, скорее всего будут работать более старшие люди. Значимость данного фак-тора целиком зависит от личностных особенностей человека.
Альтернатива 2 - сначала окончить ВУЗ, а потом начинать работать.
Другой альтернативой является обучение в ВУЗе по выбранной специаль-ности. В большинстве случаев обучение в ВУЗе платное.
Достоинства данного пути:
• углубленное образование в конкретной области и широкий профессио-нальный кругозор в целом спектре областей.
• получение диплома. Престижность диплома зависит от престижности ВУЗа.
• учителя в престижном ВУЗе как правило имеют более высокую квалифи-кацию, чем преподающие курсы подготовки по профессиям.
Недостатки данного пути:
• отсутствие возможности реализовать себя в полной мере. Если студенты группы, в которой учится человек, обладают низкой подготовкой и про-фессиональными знаниями, то в подавляющем большинстве ВУЗов педа-гоги будут ориентированы именно на это малознающее большинство.
• отсутствие возможности корректировать процесс получения знаний и об-ратная связь с предметной областью. Таким образом, если человек узнает, что спрос на профессию, которую он получит, резко упал, то ему придется быстро переучиваться на другую профессию.
• более высокая плата за обучение, чем на специализированных курсах.
• от момента получения знаний до их активного применения проходит до-вольно значительное время.
• невозможность работать параллельно с учебой в ВУЗе.
• стандарт на государственное образование вынуждает обучаться всевоз-можным ненужным предметам. Если человек полностью освоил данный предмет самостоятельно еще до его преподавания, то он может сдать эк-замен экстерном по данному предмету. В этом случае плата за обучение не изменится, то есть деньги за сданный экстерном курс не будут возвраще-ны. К тому же не все преподаватели одобряют досрочную сдачу экзамена или перезачет, то есть существует вероятность, что занятия по данному предмету все-таки придется посещать.
Таким образом, в некоторых случаях может оказаться предпочтительнее не учиться в ВУЗе, а сразу начинать работу, если таковая есть, и, возможно, само-образование.
Данная работа предлагает метод оценки и выбора одного из двух вышеука-занных вариантов.
II. Метод оценки альтернатив.
Общие положения.
Метод оценки основан на вычислении заработной платы, которую человек может получить, пойдя по одному из двух путей, открывающихся после окон-чания школы. Таким образом, мы выражаем предпочтительность какого-либо пути через суммарную заработную плату, которую человек получит за N лет. Метод не учитывает морально-психологической значимости какого-либо пути, например, опыт, полученный от общения со сверстниками в институте. Так же не учитываются всевозможные случайные события, такие как смерть родствен-ника, выход замуж или рождение ребенка и тому подобное. Для объективности оценки материальной стороны вопроса все денежные величины берутся на мо-мент t0 - время принятия решения, таким образом учет инфляции должен быть сделан при задании исходных данных.
Математическая модель проблемы.
Данная математическая модель проблемы использует специально разрабо-танную для данной работы модель карьеры человека, в частности зарплаты че-ловека в отличии от времени.
Модель карьеры человека.
Будем считать, что с течением времени t человек будет получать зарплату, равную
W = at^2 + bt + c (1)
выражение (1) является уравнением параболы. В нем a, b - коэффициенты, определяющие скорость роста карьеры.
с - минимальная зарплата, она равна зарплате, которую получит человек в момент трудоустройства.
Коэффициенты a и b - отвечают за скорость роста зарплаты человека, обу-словленные как повышением стажа, так и переходом на новые (более высокие) должности. В любой организации a,b>=0. При больших значениях a говорят о вертикальной карьере, а при a=0 и b0 говорят о монотонном профессиональ-ном росте. Зарплата, которую человек получит в чистом виде за период (t=0;t=T), будет выражаться интегралом
S= = aT^3/3 + bT^2/2 + cT (2)
Что человек может сделать с этими деньгами? Существует два варианта. Первый - он сразу их тратит целиком. Второй - он часть тратит, часть отдает в банк под процент p. Будем считать, что человек действует по второму варианту и он тратит деньги тоже по квадратичному закону, то есть его затраты в момент времени t составляют
E= dt^2 + dt + f (2)
Основным условием существования человека является
a>= d, b>=d, c>=f (3)
При невыполнении этого условия человек остается без денег. Будем счи-тать, что затраты человека с достаточной степенью точности описываются формулой (2).
После определенных расходов у человека остается денег
L = S - E. (4)
Эти деньги по нашей модели человек отдает под процент p, насчитывае-мый за каждый интервал времени. Мы считаем, что процент начисляется каж-дый год по геометрической прогрессии. Мы предполагаем, что человек каждый месяц заводит счет на остатки от зарплаты, заводя каждый месяц новый счет и что заведение нового счета абсолютно бесплатно. Средства, которые человек снимет через K периодов будут выражаться по формуле:
Y= (L(1+p/100))^K. (5)
Будем считать, что при нецелом K сумма достаточно близко апроксимиру-ется выражением (5). Вообще, порядок выплаты зависит от условий контракта с банком.
У каждой альтернативы существует два варианта финансирования в тече-ние времени, когда человек не работает. В первом случае человек бурет средст-ва у родственников в кредит без процентов, а во втором деньги на обучение и проживание до получения
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|