←предыдущая следующая→
1 2
Вы¬пол¬нил: Ше¬рен¬ков Ро¬ман Николаевич
гр. 50 "а"
Проект: Урок природоведения во 2 классе.
Тема: Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в природе.
Данный урок является вводным в курс изучения "природоведения". На изу¬чение темы "Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимо¬связи в природе" отводиться один урок.
На этом уроке учащиеся вспоминают некоторые материалы пройденного курса "ознакомление с окружающим миром". В частности такие представления как "природа", "растения", "животные" и некоторые другие. На этом уроке необходимо заострить внимание учащихся на предмете изучения курса, на особенностях структуры уроков (знакомство с фенологическими минутками), а также дополнить знания учащихся о природе, сформировать представление о предметах живой и неживой природы, установить взаимосвязь предметов живой и неживой природы, выявить значение природы в жизни человека и влияние человека на природу. Всё это носит ознакомительный и основообразующий характер, что подразумевает более обстоятельное раскрытие данных понятий на последующих уроках природоведения.
Цель: Формирование общего природоведческого понятия "природа", "живая и неживая природа". Знакомство с многообразием природы, взаимосвязями в природе.
Тип урока: предметный урок.
Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:
1. Дополнить знания учащихся об окружающем мире. Склассифицировать предметы живой и неживой природы. Установить взаимосвязь между живой и неживой природой. Ознакомить с группами предметов не относящихся к природе, выявить место человека в природе и значение природы для человека.
2. Развивать связную речь учащихся.
3. Знакомство с новым методомическим приемом – моделированием. Составление модели взаимосвязь "природа-человек".
4. Экологическое воспитание учащихся.
Достижение цели осуществляется в 5 этапов:
1. Актуализация опорных понятий.
2. Целеполагание.
3. Введение новых понятий и способов действий.
4. Отработка способов действий
5. Формулирование основных выводов
этапы урока деятельность учителя методическое обоснование психолого- педагогическое обоснование
1. Актуа¬лизация знаний.
2. Целе¬полагание
3. Введе¬ние поня¬тий и способов действий.
4.Отра¬ботка способов действий.
5.Форму¬лировка основных выводов.
На доске таблица "Жизненные формы растений".
Учитель показы¬вает ребятам учебник природоведения и ученики его рассмат¬ривают. Учитель обращает внимание на правила работы с учебником.
Теперь учитель обращает внимание ребят на погоду на улице и говорит что теперь наблюдения за погодой будут прово¬диться на каждом уроке природоведения.
Также учителем выделяется основной предмет изучения природоведения – при¬рода и её объекты.
Учитель объясняет, что сейчас узнали о том что изучает предмет природоведения и сегодня мы узнаем о том на какие две большие группы делится природа, какая взаимосвязь между этими группами, ка¬ково место человека в природе и как че¬ловек и природа влияют друг на друга.
Учитель просит детей назвать объекты природы, выписывая на доску 5 –10 объ¬ектов живой и столько же неживой при¬роды. Также необходимо выписать не¬сколько объектов не относящихся к при¬роде, т.е. сделанных человеком.
Затем он ставит проблемную ситуацию: называет один объект живой и один объ¬ект неживой природы из выписанных, просит определить, какое основное отли¬чие между ними(это можно повторить). После нахождения отличия "живой-нежи¬вой" учитель просит по очереди располо¬жить все записанные объекты в две группы. Учитель называет эти группы "Живая природа" и "Неживая природа". Далее объекты живой природы учитель предлагает разделить на группы(используя таблицу на доске) и собственные знания. Ребята выделяют группу растений и группу животных, от¬дельно выделяется человек.
Следующим эпизодом учитель выделяет среди всех объектов сделанные челове¬ком и просит учеников выделить эту осо¬бенность.
Далее учителем ставиться проблемная си¬туация: могут ли объекты живой природы обойтись без предметов неживой. Учи¬тель предлагает выполнить следующие задания: "Давайте обозначим воздух го¬лубым кружком. Могут ли растения и жи¬вотные обойтись без воздуха?". На доску вывешивается карточка обозначающая растения и кружек – воздух. Синими стрелками учитель просит обозначить кому необходим воздух. Учитель задает вопрос для чего нужны растения и влияют ли они на воздух. Такая же работа проводится с животными, которые обо¬значаются отдельной карточкой.
Затем все оговоренные связи обознача¬ются на доске с помощью карточек жи¬вотных и растений, стрелок.
Учитель предлагает подвести микро итог, что живая и неживая природа взаимосвя¬заны.
На следующем под этапе учитель задает вопрос: "Чем является природа для чело¬века?". И предлагает построить модель которая будет показывать как человек и природа взаимодействуют друг с другом. Для этого он предлагает обозначить чело¬века соответствующей карточкой – кар¬тинкой и вывешивает её на доску.
Учитель задает подобные вопросы:
1."Зачем человек выезжает в лес, к реке, гуляет на лугу?"(хочет отдохнуть, любу¬ется природой). Давайте обозначим при¬роду как "источник" отдыха. Используем для этого картинку с изображением ба¬бочки. "Давайте проведем стрелочку от "бабочки" к человеку".
2."Что мы чувствуем, когда заходим в лес?"(чистый воздух, свежесть). Воздух обозначается соответствующей картинкой и проводится стрелка к человеку. При¬рода дает человеку экологическую чис¬тоту.
3-7. В этих пунктах учитель помогает де¬тям раскрыть след. значение природы:
продукты питания;
предметы, изготовляемые из объектов природы;
служит источником познания;
источником воды;
является средством воспитания (име¬ется в виду посадка деревьев школь¬никами, охрана природы и т.д.).
Каждое "значение" объектов природы обозначается подходящей картинкой, вы¬вешивается на доску и соединяется стрелкой с фигуркой человека.
Самостоятельная работа. Учитель дает задание: "Посмотрите на схему. Если че¬ловек используют объекты природы и влияет на нее, то поставьте стрелочку от человека к такому объекту природы. Если это влияние положительное, то поставьте знак "+", если отрицательное – "-".
Учащиеся выполняют работу расставляя знаки и связи. При возникновении за¬труднений они разбираются в классе.
У учащихся часто получается двойная оценка влияния человека на природу
("+_"). Необходимо выслушать мнения учеников и их аргументацию, прийти к общему решению.
Учитель предлагает сделать вывод, что человек и природа взаимосвязаны. Можно предложить учащимся нарисовать простейшие взаимосвязи между природой и человеком, когда человек помогает природе.
Учитель подводит итог проделанной работе при помощи следующих вопросов:
о каких объектах природы говорили;
как различать объекты живой и неживой природы;
что такое природа;
существуют ли объекты живой и неживой природы отдельно друг от друга;
объясните: "человек и природа – единое целое";
объясните, какие предметы не относятся к объектам природы.
Это будет необходимо далее.
С помощью этого учитель обра¬щает внимание детей на новый учебник и новый предмет, кото¬рый будет изучаться с помощью этого учебника.
Происходит знакомство с феноло¬гической минуткой, которая будет проходить на каждом уроке.
Это необходимо для дальнейшего изучения предмета и его смысла.
Необходимо сообщить детям цель урока.
Необходимо чтобы сами дети вы¬делили объекты природы, чтобы внести элемент случайности и тем самым дать понять им что резуль¬тат не зависит от выбора.
Здесь происходит выделение объ¬ектов живой и неживой природы, а также учитель дает эти понятия детям. В процессе составления групп понятия первично закреп¬ляются.
Кроме
←предыдущая следующая→
1 2
|
|