Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БУРЯТТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Допуск к защите

Зав.кафедрой ПНДО

Лыгденова В.Б. _________

«____»___________200_ г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом»

Научный руководитель:

Лыгденова В.Б.

Ст.преп., к.п.н.

г. Улан-Удэ

2002 г.

Оглавление

Введение

Глава I. Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя

1.1. Система управления педагогическим коллективом школы

1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя

Глава II. Пути повышения эффективности управления педагогическим кол-лективом.

2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективно-сти их деятельности.

2.2. Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом.

Заключение.

Список литературы

Приложение

Введение

Решение теоретических и практических задач управления образова-тельным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социаль-ных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, спо-собствующие формированию заинтересованности членов коллектива в про-дуктивной работе организации.

Внедрение достижений психологической науки в практику управленче-ской деятельности школы должно рассматриваться как важнейший резерв повышения эффективности решения множества практических проблем, воз-никающих перед учебными, педагогическими коллективами и обществом в целом.

И в этом смысле данная дипломная работа дает возможность людям, которым предстоит выступать в роли субъектов управления школой понять некоторые психологические основы управления и опираясь на них повысить эффективность деятельности организации.

Психологическим проблемам и явлениям, имеющим место в сфере управления, рассмотрению психологических причин, лежащих в основе сни-жения эффективности деятельности руководителей, посвящает свои труды кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Кабаченко Т.С.

Личность руководителя в структурах управления рассматривают укра-инские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н.

Эффективность и конкурентоспособность современных организаций и роль психологического фактора в управлении ими описывает в своих трудах Розанова В.А.

Все вышеперечисленные психологи и профессиональные руководители в своих работах рассматривают решение задач управления в самых разнооб-разных организационно-управленческих структурах.

Проблемам, возникающим в управлении образовательными учрежде-ниями, посвящают свои труды Лазарев В.С., Поташник М.М., Фриш Г.Л., Пидкасистый П.И, Сластенин В.А., Рогов Е.И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И.

Анализ литературы, касающейся вопросов управления школой, изуче-ние опыта управленческой деятельности показывают, что в настоящее время недостаточно внимания уделено личности директора образовательного учре-ждения, его качествам и эффективности работы, требованиям, которые предъявляет к нему современное интенсивно меняющееся общество.

Так, выбранная нами тема «Развитие личностных качеств руководите-лей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом» актуальна, так как рассматривает психологические основы личности руководителя и современные механизмы эффективного управления педагогическим коллективом и имеет большую практическую значимость, которая заключается в возможности улучшения условий педагогического труда учителей, повышения эффективности управленческого процесса шко-лы путем совершенствования профессионализма директоров школ и их за-местителей.

Соответственно, цель нашего исследования заключается в определении содержания работы по развитию личностных качеств руководителей школы как средства повышения эффективности управления педагогическим коллек-тивом.

Объектом исследования является система управления педагогическим коллективом, предметом – личностные качества руководителей и их влия-ние на эффективность управления педагогическим коллективом.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность управ-ления школой будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы современному руководителю.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследова-ния выдвигаются следующие задачи исследования:

• диагностика личностных качеств руководителей школ и их замести-телей;

• определение стиля управления педагогическим коллективом;

• анализ эффективности работы директоров школ и их заместителей;

• составление перечня качеств личности современного руководителя;

• составление программы совершенствования личности руководителя.

Методологическую основу исследования составляют: психологиче-ские теории личности, взгляды различных психологов на роль руководителя в процессе управления (Бандурка А.М., Розанова В.А., Кабаченко Т.С. и др.), теории управления педагогическими системами Лазарева В.С., Поташника М.М, Сластенина В.А.

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности, тес-тирование, ранжирование, наблюдение, беседа, тренинг, упражнение, дело-вая игра, лекция, семинар, анализ результатов исследования.

В качестве базы исследовательской работы выступают школа №41 г.Улан-Удэ и Гурульбинская средняя школа Иволгинского района Республи-ки Бурятия.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава I. Сущностная характеристика системы управления педагогиче-ским коллективом и личностных качеств руководителей общеобразова-тельной школы

1.1. Система управления педагогическим коллективом школы

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.

Поскольку школа – социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.

Что такое управление? Многие ученые попытались ответить на этот вопрос, определяя понятие «управление» через понятие «деятельность», «воздействие», «взаимодействие».

Как отмечает Пидкасистый П.И., в самом общем виде управление – процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов [__, с.517]. Управление как “влияние” или “воздействие” определяют так же Ши-пунов В.П., Кишкель Е.Н., Бандурка А.М.

«Под управлением вообще, - пишет В.А.Сластенин, - понимается дея-тельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, ре-гулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации» [ ,с. ]. А внутри-школьное управление, по его мнению, представляет собой «целенаправлен-ное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью дос-тижения оптимального результата». [там же, с. ].

Давая определение понятию «управление» мы соглашаемся с Розано-вой В.А. в том, что управление это система скоординированных мероприятий (мер) направленных на достижение значимых целей [ , с.35].

Так как сегодня на смену философии «воздействия» в управлении шко-лой приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», попытаемся определить понятие «управление педагогическим коллективом» через поня-тие взаимодействия. Итак, под управлением педагогическим коллективом мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправлен-ное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обес-печения эффективной деятельности образовательного учреждения.

В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все шире распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие управ-ления, так как менеджмент в основном касается различных аспектов дея-тельности руководителя, тогда как понятие управления

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»