Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Расщелины неба

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


силы голоса.

Далее переходят к «мычанию» — протяжному произнесению звука м с фиксацией внимания на носовом резонансе согласно¬го. (Дети иногда склонны после операции заменять носовые м, н ротовыми б, д).

Выбор фонемы м как исходной при постановке голоса в фонопедической практике определяется ее физиологической основой, удобной для правильной фонации. Она отличается незначитель¬ной напряженностью, большим импедансом, выраженным резо¬нансом носовой и придаточных полостей, что в итоге активизиру¬ет работу голосового аппарата. При произнесении м с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но постепенно звучание удлиняют.

После того как ребенок научится произносить без напряже¬ния фонему м на наиболее удобном и естественном для него тоне голоса, приступают к слитному произнесению открытых слогов со звуком м при опоре на это звучание: ма, мо, му, мэ, мы. Упражняются 6—8 раз в день непосредственно после трехкрат¬ного короткого произнесения м.

Повторяя слоги, выделяют согласный звук, произнося его про¬тяжно. Гласный же звучит коротко. Предварительно объясняют и показывают, что нет необходимости артикулировать фонему а. Достаточно прикрыть губы. Слоги с другими гласными произно¬сят по подобию. Гласные при этом могут звучать редуцированно.

Учитывая, что длительная задержка на носовых звуках для страдающих ринофонией нежелательна, переключаются на ана¬логичные упражнения со звуком л, как только будет освоен удоб¬ный и естественный тон фонации. Также являясь сонором, фо¬нема л наиболее сходна по фонации с м из всех ротовых согласных.

Затем переходят к попарному произнесению слогов. Упраж¬нение повторяют несколько раз в день.

Подобные упражнения выполняют со всеми сонорами и звон¬кими фрикативными согласными звуками, вводя их в следую¬щей последовательности: м, я, и, л, р, в, з, ж. Если хорошо отра¬ботано правильное выполнение упражнения с м, то тренировки с другими согласными звуками обычно не вызывают затрудне¬ний, а потому долго задерживаться на них не стоит. Необходимо только уточнить еще раз представление о носовом и ротовом резонансе, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосочета¬ниях с носовыми и ротовыми фонемами, не повторяя много¬кратно одни и те же сочетания. После закрепления кинестезии переходят к повторению рав-ноударных слогов и слогов с перемещением ударения, используя сочетания этих же согласных со всеми гласными. Например: ма-мо-мэ-му-мы ма-ма — ма-ма — ма-ма-ма.

Громкое, плавное произнесение слогового ряда показывает владение ребенка своим голосом, достаточное для перехода к речевым упражнениям. Начинаются они с произнесения сочета¬ний из двух слов и спряжений глаголов «в маску» с опорой на согласные м, и, ё, л, р, в, з, ж. Например:

Вон Валя, вон мама, вон Нина, вон яма. Вон Вова, вон Мила, вон номер, вон ель.

Спряжение служит основой для увеличения количества слов во фразе, которое растет от занятия к занятию. Приводим не¬сколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распростра¬нением предложения:

Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану.

Я мел(а) пол. Я вел(а) Вилю. Я жалею Женю.

Я ел(а) малину. Я вылил(а) воду. Я живу на восьмом этаже.

Распространение фразы проводятся постепенно, например:

Я поливал(а). Я поливал(а) левкои. Я поливал(а) левкои водой. Я поливал(а) левкои теплой водой. Я поливал(а) левкои теплой водой из лейки.

При правильном выполнении упражнений голос ребенка зву¬чит звонко, громко, без носового оттенка. Далее остается при¬учить выполнять все логопедические речевые упражнения на правильном голосоведении и ввести этот навык в спонтанную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры.

Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фразы, из которых они построены, должны быть короткими, включать толь¬ко правильно произнесенные фонемы, в них должно быть доста¬точное количество соноров и звонких фрикативных согласных. Скороговорки и стихи ребенок вначале повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, ут¬рируя соноры. Примерами пригодных для тренировок скорого¬ворок могут служить следующие:

На мели мы налима ловили.

Наловил Валерий два ведра форели.

Нил поймал линей: один мал, два длинней.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

Дед Данила делил дыню. Дольку — Диме, дольку — Дине.

Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, сохранными кинестезиями и развитым фонематическим слухом, при достаточно длинном и подвижном мягком нёбе к этому моменту коррекционно-воспитательной работы спонтанно переходят на правильное голосоведение в бытовой речи. Им можно присту¬пать к вокальным упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса.

Если же ребенок произносит упражнения неправильно — сдав¬ленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует устано¬вить причину этого. Ею могут быть снижение речевых кинесте¬зии, расстройство фонематического слуха, тугоухость, ослабление направленной воздушной струи, ограниченное открывание рта, значительное укорочение нёбной занавески или недостаточная ее подвижность. Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с врожденными расщелинами нёба бывают заболе¬вания голосового аппарата. В любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую коррегирующую работу, а затем вернуться к начальным фонопедическим упражнениям.

Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Каждое занятие III и IV этапов начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». При этом меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя посте¬пенно к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличения силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися; 2) обладать лег¬ким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 4) мелодия фразы обязательно должна быть построе¬на на интервалах не меньше терции; 5) петь можно только в речевом диапазоне, т.е. песню следует протранспонировать на основной тон голоса обучающегося, поскольку такое пение не вызывает перенапряжения голосовых складок.

Первое время, чтобы выучить мелодию и фразировку песни, научиться брать дыхание в нужные моменты, ребенок вместе с логопедом поют только мелодию песни на гласные звуки и лишь потом переходят к пению со словами. При несоблюдении указан¬ного порядка работы появляются следующие характерные ошиб¬ки: обучающиеся нечетко произносят слова, берут дыхание про¬извольно (иногда разбивая слово на слоги), вдыхают через рот, выдыхают через нос, переходят на ключичное дыхание и т. д., т. е. возвращаются к патологическим навыкам, свойственным их дефектной речи. Это указывает на то, что переход к новому виду вокальных упражнений вызывает у детей большие затруднения, которые усиливаются изменениями слухового восприятия.

Переход к пению со словами требует внимания. Только после усвоения фразировки и мелодии песни на гласных обучающиеся могут спокойно сосредоточиться на правильном произнесении слов при пении. Поэтому подбирают песни со словами на прой¬денные звуки. Пение дает возможность отключить внимание от послогового утрированного произнесения, задать необходимый темп. Начинают петь медленно, но вскоре приближаются к тем¬пу разговорной речи; поют, плавно переключаясь от звука к зву¬ку. Не стоит браться за изучение нескольких песен одновремен¬но. Это рассеивает внимание ребенка.

Так как обучающиеся еще нагружены постановкой и автома¬тизацией звуков, то занимаются они пением ограниченно — в течение одного занятия не более 15 минут — по 3—5 минут в один прием.

Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подби¬рают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоря¬ду, т. е. интервалы между ними не превышают одного тона. Та¬кое построение мелодии способствует более длительному удерживанию нёбной занавески в смыкании. Подобные трени¬ровки позволяют преодолеть истощаемость двигательной функ¬ции мягкого нёба. Мелодии песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы речевого диапазона и у взрослых охватывают октаву. Это помогает сделать речь мелодичной и ин¬тонационной, избежать монотонности.

Продолжение занятий пением после исправления речи и го¬лоса предотвращают рецидивы ринофонии, которые могут воз¬никать у детей из-за функциональной слабости нёбной занавес¬ки после воспалительных заболеваний носа, глотки или гортани. Взрослым, у которых имеется психастенический фон, занятия пением помогают избегать оживления старых связей в опреде¬ленных, неприятных для обучавшихся ситуаций.

При выявлении у подростков или взрослых фонастении или пареза внутренних мышц гортани в коррекционно-педагогическую работу включаются фонопедические упражнения для вос¬становления голоса при различных нарушениях голосового ап¬парата.

Последовательность упражнений следующая: 1) дутье в губную гармошку; 2) «мычание»; 3) произнесение пар слогов; 4) длитель¬ное произнесение сочетаний со звуком м; 5) длительное произ¬несение сочетаний гласных звуков последовательно

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»