Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений.

Содержание

1. Вступление 3

2. Важнейшая функция воспитания подрастающего поколения страны – возрождение национального самосознания белорусов. 4

3. Основные элементы структуры национального самосознания. 6

4. Формы и методы работы по развитию национального самосознания 11

5. Работа классного руководителя по формированию иммунитета к фактам проявления национализма и экстремизма. 18

6. Заключение 22

Список использованной литературы 24

Приложение 28

Вступление

В данной курсовой работе рассматривается роль классного руководителя школы в формировании у учащихся чувства национального самосознания. Эта задача представляется необычайно важной в силу ряда исторических обстоятельств. Самым главным из них является то, что само белорусское государство совсем недавно обрело свою независимость и в данный момент эта государственность находится в стадии становления. Процесс этот в условиях постоянно меняющегося мира проходит отнюдь непросто.

Кроме того, задача, обозначенная в теме курсовой работы, опять же в силу исторических реалий, встала перед работниками народного образования совсем недавно и подходы к ее решению постоянно разрабатываются и совершенствуются.

Целью данной работы мы ставили изучение возможностей, которыми обладает работа классного руководителя в деле формирования у учащихся национального самосознания и культуры межнациональных отношений. Соответственно, объектом и предметом исследования являлись традиционные формы работы классного руководителя с учащимися и возможности для использования этих форм в решении обозначенной выше задачи.

Для достижения поставленной цели нами изучена литература по данной тематике и опыт работы классных руководителей Полоцкой национальной гимназии. В качестве практического задания разработан “План учебно-воспитательной работы классного руководителя» (для 9 – 10 классов)

Выводы, к которым мы пришили в результате работы над данной темой, приведены в заключении данной работы.

Важнейшая функция воспитания подрастающего поколения страны – возрождение национального самосознания белорусов

С изменением социально-эконо¬мических условий менялись и меняются нормы и пра¬вила взаимоотношений человека и общества, взаимоот¬ношений между людьми и каждой личности к самому себе. Рост возможностей человечества, который особенно стал заметен в наступившем веке, часто просто мешает духовному и моральному развитию человека. Цивилизация вместе со всеми присущими ей благами в то же время несет в себе массу негативных проявлений: разрушение моральных ориентиров, усиление бездуховности, рост преступности и многое другое. Особенно велико воздействие негативных сторон экономического прогресса на подрастающее поколение. Следствием такого влияния часто являются проявления бездуховности среди подростков, скептицизм, забвение национальных чувств, иждивенчество. Подростку и в самом деле трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Кто как не школа и учитель обязаны указать ему верные ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача педагогов непроста, но все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы возможно. Ведь как бы ни был изменчив мир - многие нормы и пра¬вила поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми, интернациональными.

Так, отношение к Родине, к своему народу и его тради¬циям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой на¬ции. Она определяет качества человека и мобилизуют его на труд во имя народа, укрепления морально-политиче¬ского могущества своего государства, на сохранение на¬родного достояния, природы и окружающей среды.

Пат¬риотизм проявляется в гордости за успехи своего народа в области науки, техники, производства, в культуре, ува¬жительном отношении к атрибутам своего государства, к законам. Патриотизм укрепляет чувство долга и ответ¬ственности перед народом и государством, нетерпимость к нарушителям общественного порядка, непримиримость к несправедливости в отношениях между народами.

Задачи воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к родине, её языку и культуре важны для всех стран. Но в нашем государстве они имеют особое значение. Причины особой актуальности национального воспитания подрастающего поколения кроются в непростой исторической судьбе белорусского народа, который, как отметил белорусский педагог XIX века Игнат Кулаковский "падпадаючы пад удары зменлiвага лесу..., пераходзячы з аднаго падняволення у iншае..., з непазбежнасцю мусiў страчваць уласную сваю народнасць".” (10)

Здесь необходимо заметить, что и XX век не стал исключением в истории нашей Родины и был столь же щедр на “удары зменлiвага лесу”, в результате которых процесс утраты народности, национального сознания и исторического наследия продолжался.

Сегодня белорусы имеют гармоничное стечение исторических обстоятельств для того, чтобы создать на национальном историческом фундаменте в мощной и свободной демократической стране цивилизованную жизнь для своих граждан. У нас есть объективная возможность покончить с эпохой беспрерывных войн на нашей территории, победить голод, холод и нищету, которые преследовали наш народ на протяжении веков.

Кроме того, гуманизация образования и воспитания, которая предусматривает обращение к личности ребенка, имеет целью научить его жить, развиваться среди людей. В этой связи формирование гражданственности – интегрального качества человека, которое характеризует его взаимоотношения с государством – нужно рассматривать как необходимый этап в развитии полноценной личности. С другой стороны, проблемы формирования гражданина в условиях новых социальных и политических реалий становится объективным требованием современного гражданина. Это объясняется рядом причин, важнейшими из которых являются задача возрождения нашей республики как самостоятельного государства, что возможно при активном участии граждан в государственных делах. Кроме того, по мере создания в республике правового государства, роль формирования гражданских качеств подростков возрастает. Поэтому необходимо воспитать граждан, считающих своим моральным долгом участвовать в формировании и выполнении законов. Еще одной причиной является задача построения гражданского общества в нашей стране, для решения которой необходимо выработка новой гражданской культуры у подрастающего поколения.

Следовательно, для национальной системы воспитания возрождение национального самосознания белорусского народа является одной из важнейших задач. Без чувства гордости за свою Родину нельзя стать настоящим гражданином своего Отечества. Надо только понимать, что чувство национального самосознания, которое способствует выделению своего этноса из числа других, не означает отчуждения - оно не должно стать фактором противостояния с другими народами. Более того, осмысление исторического прошлого своего народа должно способствовать тому, что белорусский народ сможет почувствовать себя равным среди равных в семье народов мира.

Основные элементы структуры национального самосознания

Национальное самосознание складывается из осознания человеком своего этногенеза, то есть из знания происхождения своего народа, для которого важнейшими качествами характера, всегда были «у першую чаргу ….патрыятызм, працавiтасць, высокая маральнасць, а таксама паважнасць, добразычлiвасць, гасцiннасць, памяркоўнасць, талерантнасць, аптымiзм i iншае». Традиционно «важнейшай часткай нашай педагогікі было выхаванне на гераічным мінулым. Гэта, безумоўна, трэба працягваць і далей, тым больш, што цяжкіх перыядаў у гісторыі нашай Айчыны было дастаткова. Але ўсё ж гэта — экстрэмальнае становішча. 3 міжнароднай атмасферы канца другога і пачатку трэцяга тысячагодзя трэба вучыцца жыць у звычайных, спакойных умовах. I пры .... значэнні выхавання праз героіку, ахвярнасць народа трэба прызнаць, што гэта ўсё ж такі вопыт абмежаваны».(7)

Гораздо важнее, как нам кажется, привить подрастающему поколению чувство того, что до нас жили на родной земле сотни поколений соотечественников. Они исследовали вечные вопросы бытия, находили и проверяли практикой их решение, выдвигали новые идеи, приближая тем самым сегодняшний день. Отсюда должна прийти любовь к родному краю, к его истории и культуре. «Нацыянальная культура ў яе гістарычным аспекце павінна стаць асновай, зместам новай

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»