Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


новай выхаваўчай сістэмы…. Элементамі нацыянальнай культуры з'яўляюцца родная мова, традыцыі, абрады, літаратура, фальклор, легенды, міфы, уклад жыцця народа. I менавіта праз іх уваходзіць дзіця ў навакольны свет.».(8)

К сожалению, современные школьники почти не знают своей национальной куль¬туры в ее истинных, устойчивых формах, часто не могут отличить настоящее, самобытное от подделки, исконно народное от стилизации, поэтому изучение народного искусства является ба¬зой, отправной точкой, мерилом искусства настоящего, современного. Народное искусство — это историческая память. Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, печалями, радостями и обя¬зательно в стремлении к искусству. В сказочной поэзии подростки и старше¬классники видят яркие, запоминающиеся образы и картины из жизни народа, его морально-этические устремле¬ния, жизненную мудрость, объяснение яв¬лений природы, часто загадочных, своеоб¬разие обычаев, традиций. Но, пожалуй, са¬мое главное — это научение добру, красо¬те, нравственности, идеалам, народной мудрости — то, что воспитывает, форми¬рует добрые чувства, поступки.

Во все времена естественным для любого народа было стремление к красоте, которое шло от природы, от целесообразности, гармонии в ней (человек — часть природы): красивый поэтический слог, слившийся с мелодией в песнях; вышивка, узор — повторение кра¬сок и линий природы и т. д. Красоту в про¬изведениях народного творчества человек создавал на радость себе и людям. «В произведения искусства народы вло¬жили свои самые содержательные внутрен¬ние созерцания и представления, искус¬ство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом, для пони¬мания мудрости» (Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1968. С. 13—14).

Первоклассник, только переступивший порог школы, уже осознает, что у него есть Родина: семья, деревня, город, страна, в ко¬торой он живет. Знакомить с народным искусством необходимо уже в начальной школе, в противном случае время будет упущено, в старших классах ученики будут воспринимать его как экзотику, нежизнен¬ное, чужеродное явление.

«Адзін з важнейшых момантаў выхавання — традыцыі. Яны захоўваюць пераемнасць пакаленняў. Не выпадкова ў «Законе аб адукацыі» ў нашай рэспубліцы падкрэсліваецца, што адукацыя і выхаванне ў Беларусі павінны ажыццяўляцца на аснове нацыянальных традыцый».(10)

Говоря о традициях, об их роли в воспитании подрастающего поколения, нельзя недооценить роль традиционной народной педагогики, этой «своеасаблiвай фiласофii у галiне выхавання дзяцей, якая склалася у вынiку калектыўнай творчасцi многiх пакаленняў i забяспечвае перадачу гiстарычнага i сацыяльнага вопыту».(10)

Белорусская народная педагогика, как известно, была связана с ремеслом, обучением детей бытовым, трудовым, агротехническим навыкам и умениям, медицинским, метеорологическим, ботаническим и математическим знаниям, передача которых осуществлялась от отца сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Происходило обучение конкретным трудовым операциям, а также навыкам использования народных погодных примет, наблюдений за развитием растений, животных, определения сроков сбора грибов, ягод, орехов. Продолжение традиций народной педагогики возможно с помощью организации воспитательной работы на основе народно-обрядового цикла белорусского народа. Об этом же говорится и в «Канцепцыi выхавання ў нацыянальнай школе Беларусi», где также отмечается в этой связи, что это позволит «па-першае, звярнуцца да тысячагадовай рэгіянальнай традыцыі народа, па-другое, паспрыяе пераемнасці пакаленняў».(8)

Особенностями такой работы является сам характер традиционных народных праздников, во время проведения которого все присутствующие не разделяются на участников и зрителей, но напротив, все являются участниками действа. Кроме того, во время подготовки к проведению подобного рода мероприятий возможно сочетание изучения элементов народного творчества: песен, танцев, так и новаторства в рамках традиционного канона.

Широкое применение в процессе воспитания национального самосознания подрастающего поколения может найти клубная работа по изучению истории, культуры, обрядов белорусов. Так, в последнее время широкое распространение получили исторические клубы, в которых подростки изучают историю средневекового рыцарства. Ребят привлекает возможность изготовления своими силами оружия и доспехов средневекового воинства, участия в международных рыцарских фестивалях, которые часто и повсеместно проводятся в последнее время. Возможность участвовать в них наравне с участниками из зарубежных стран дает ребятам чувство гордости за свою страну, которая выступает на турнирной арене как равная среди равных. Важно добавить еще, что для клубов других стран СНГ участие в этих турнирах сохраняет некий элемент маскарада, потому что в истории средневековья республик СНГ рыцарства не существовало. Для белорусов же рыцарские турниры и поединки – часть их истории. Команды белорусских клубов, таким образом, чувствуют себя такими же европейцами, не только наравне с командами Прибалтики, но и среди команд развитых европейских стран.

Вместе с тем, в процессе изготовления доспехов, подготовки к турнирам участники клубов тщательным образом изучают историю нашей родины, что значительным образом способствует формированию чувства национального самосознания.

Национальное самосознание невозможно без национального языка и национальной литературы. «Мова – душа народа», - писал выдающийся белорусский поэт Алесь Гарун. Так он выразил свою мысль и мысли многих своих предшественников. Надо признать, что часто процессы, происходившие в белорусской истории, в языковой сфере, были разрушительными для национального самосознания. Так продолжатель гуманистических традиций Франциска Скорины и Симона Будного Василь Цяпинский последовательно и неутомимо укорял церковных и светских феодалов, которые отдали на поруганье культуру белорусского народа: « хоць бы пiсьмены сваi паважалi» писал он с горечью и возмущением.

Народный писатель Беларуси Иван Мележ отмечал в письме к ученикам Гудзевической школы: « Кожная мова ствараецца народам. Ствараецца на працягу многiх гадоу, многiх стагоддзяу. Яе нельга не паважаць, як нельга не паважаць родны народ». (10)

С сожалением надо отметить, что в настоящее время языковая ситуация не благоприятствует развитию и успешному функционированию белорусского языка, не последнюю роль в этом играет засилье русского языка в средствах массовой информации. Следовательно, изучение, борьба за расширение сферы употребления языка белорусского народа актуальна и сегодня. Это также важная часть работы по формированию национального самосознания.

Формы и методы работы по развитию национального самосознания.

Трудно перечислить все разнообразие форм организации вос¬питательной работы в школах. Передовые учителя, воспитатели постоянно ищут и внедряют в практику воспитания все новые и новые формы организации воспитательного процесса. В педагогической литературе и в практике воспитательной работы наиболее распространенной является такая класси¬фикация форм организации воспитания: а) фронтальная, или массовая, работа; б) индивидуальная работа; в) групповая, или кружковая, работа (с постоянным и меняющимся составом учащихся). При классификации форм организации воспитательной работы следует иметь в виду, что есть формы обязательные для всех учащихся (дежурство, участие в работе по самообслуживанию и др.), а есть добровольные (кружковые занятия, спортивные команды и т. п.).

Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методики воспитательного воздействия, При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы: словесные (политинформации, собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные газеты, радиожурналы и т. п.); практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы, кружки технического творчества, юных натуралистов, а также субботники, тимуровская работа и т. п.); нагляд¬ные (школьные музеи, ленинские уголки, комнаты и залы, галереи героев войны и труда, малые третьяковские галереи, выставки художественного творчества, книжные выставки и витрины новых книг, тематические стенды и др.). (4.с78-79)

Такая классификация имеет в виду, прежде всего, проведение разовых воспитательных меро¬приятий (политинформаций, бесед, экскурсий, походов и т. п.). Правда, некоторые из практических и наглядных форм предполагают проведение длительной воспитательной работы в определен¬ном направлении (например, деятельность красных следопытов, школьные музеи).

Необходимо также иметь в виду, что классификация в зависимо¬сти от характера воспитательного воздействия носит условный ха¬рактер. Ведь в практике воспитания словесные, практические и наглядные формы тесно переплетаются. К примеру, проведение политинформаций, читательских конференций связано с практическими делами. Нередко в ходе политинформаций, конференций использу¬ются и различные средства наглядности (портреты, карты, схемы, демонстрация диапозитивов, кинофильмов и т. п.). Все дело в том, какие формы преобладают, являются основными, ведущими.

«Важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных форм ее организации».

Из всего вышесказанного следует, что подход к осуществлению задачи формирования национального самосознания возможен двоякий: наполнить новым содержанием традиционные формы воспитательной работы и искать новые пути воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Одной из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы является проведение классных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»