Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


классных часов. Иногда он называется воспитательным часом, часом воспитания или часом классного руководства. Часто проведение классных часов заранее вклю¬чается в школьное расписание. Они проводятся обычно раз в неделю в определенные дни. Время на их проведение строго не регламентируется. Они могут продолжаться 20—30 минут, а иногда и более часа. Все зависит от их характера и назна¬чения, от возраста учащихся.

Здесь преобладает формы свободного общения учащихся с классным руководителем. Тематика классных часов намечается в планах классных руководителей.

Традиционно они посвящались вопросам идейно-нравственного

воспитания, культуры поведения, обсуждению наиболее актуаль¬ных статей из газет и журналов, обсуждению новых книг, спек¬таклей, кинофильмов, проведению встреч с интересными людьми и т. п.

Эту традиционную форму воспитательной работы с учащимися необходимо наполнить новым содержанием, способствующим воспитанию у школьников чувства национального самосознания. Для этого возможно проведение классных часов по определенной тематике. Так, например, это могут быть тематические беседы, обсуждения недавно прочитанных книг и просмотренных кинофильмов, выступления по определенному вопросу, которые школьники приготовят по предложенной классным руководителем теме.

В качестве темы такой беседы может быть, например: « Чаму беларусы не размаўляюць на беларускай мове”; возможно проведение обсуждений книг Владимира Орлова, Василя Быкова; для выступлений учащихся можно предложить такие, например, темы : «Прысутнасць беларускай культуры ў свеце”, “Выдатныя польскія і расійскія дзеячы навукі і культуры паходжанем з Беларусі”, “Матулін ручнік”(с демонстрационными материалами).

К другим формам фронтальной воспитательной работы традиционно относятся: коллективная подготовка и проведение массовых мероприятий, участие в общественно полезном труде, подготовка и выпуск стенгазеты, сбор материалов и оформление школьного музея, читательские конференции и диспуты, встречи с известными людьми, коллективное посещение театров, кино, музеев, туристко-краеведческие походы. И здесь существуют неограниченные возможности для того, чтобы классному руководителю наполнить эти формы национальным содержанием.

Так массовые мероприятия могут быть связаны с традиционными календарно-обрядовыми праздниками белорусского народа. Общественно полезный труд может быть направлен на благоустройство родного города и села и в особенности памятных мест. Прикоснуться к подвигу в трудное время для Родины можно своим трудом и поступками. В этой связи можно предусмотреть рейды и походы учащихся по местам важнейших событий как в годы сра¬жений, так и в мирное время, принять участие в охране исторических памятников, природы, в разбивке парков и скверов, в озеленении микрорайона школы; объявить конкурсы на лучшую фотографию "Родная природа"; смотр готовности к продолжению трудовых и ратных тра¬диций "Мы растем достойной сменой", "Родину-мать умей защищать", "Операция "памяти павших"; провести викторину "Знаешь ли ты свою Родину?". Все указанные мероприятия позволяют прикоснуться учащимся к родной земле, к ратному и трудовому подвигу старшего поколения.

Стенгазета, выпущенная на белорусском языке, в русскоязычной школе принесет определенное воспитательное воздействие. В школьном музее могут быть представлены материалы по истории родного края. Читательские конференции и диспуты могут быть посвящены книгам не белорусском языке. Старшеклассникам можно предложить диспут или конференцию о прошлом и настоящем белорусского на¬рода на темы: "Мы продолжаем эстафету отцовских под¬вигов и дел", "Что значит быть патриотом сегодня?", "О мужестве в бою и в мирное время", "Сердцем при¬коснуться к подвигу". Известными людьми, которые придут на встречу с детьми вполне могут быть поэты и барды, пишущие свои стихи на белорусском языке, другие деятели белорусской культуры. Можно предусмотреть проведение совместно с учителями-предметниками и биб¬лиотечными работниками читательских конференций по литературным произведениям, на основании которых воз¬можно раскрыть удивительное чувство патриотизма: "О любви великих людей к своей Родине", "Чытаем вершы пра Ра¬дзiму", "Стран на свете много, а Родина одна", "Па¬триотизм белорусского народа в поэзии и прозе". Классный руководитель, планирующий коллективное посещение театров и кино, музеев и выставок имеет возможность планировать такие мероприятия с учетом задач формирования национального самосознания и поэтому он откажется от посещения того, что не несет ничего для дела воспитания национальной культуры.

«В ходе опытно-экспериментального исследования, проводимого в общеобразовательной и профессиональной школе по возрождению у учащихся национально-культурного компонента (языка, традиций, привычек, обрядов, обычаев своего народа), доказано, что активными формами при этом являются курсы этнографии, фольклора, истории религии, театра, народных ремесел». (10.48)

Перспективным элементом работы по формированию у учащихся чувства национального самосознания является деятельность школьных клубных объединений. Работа таких клубов может быть сориентирована не только на проведение свободного времени и отдых школьников. В деятельности школьных клубов, как нам кажется, таятся неисчерпаемые возможности для развития познавательной активности школьников, что может способствовать активизации мировоззренческих процессов, и, как следствие, помочь делу формирования национального самосознания учащихся. Важно только так организовать работу в клубах, чтобы она отличалась новизной, внимание к потребностям детей, искренней заинтересованностью успехами детей, что возможно, если уже на первом этапе создать в клубах положительное эмоциональное отношение к работе клуба. В дальнейшем возможно уже организовывать систематическую поисковую деятельность в разносторонних творческих объединениях. При выполнении этих задач будут созданы условия для самостоятельной целенаправленной деятельности в окончательно сформированном клубе.

Деятельность клуба может заключаться в организации экскурсий по музеям, поездок в другие города и населенные пункты с целью ознакомления с памятными местами Отечества. Впечатления от этих поездок могут найти отражение в самых разных формах: отзывах, сочинениях-рассуждениях, фоторепортажах и т.д.

В клубе также могут быть подготовлены и проведены беседы-сообщения познавательного характера. В качестве тем таких бесед возможно предложить учащимся – членам клуба - подготовить всевозможные сообщения об исторических местах родного города, о жизни и деятельности известных деятелей белорусской культуры.

В клубе можно организовать также изучение фольклорно-этнографическое наследие. В этих целях, как отмечалось выше, возможна разработка сценариев обрядов и народных праздников таких, например, как «Сёмуха», «Ваджэенне Куста», «Гуканне вясны», «Дзяды», «Каляды».

В качестве примера таких мероприятий можно показать, как запланировать этнографический обряд «Дзяды». В соответствующим образом оформленном помещении происходит поклонение ушанаванне памяти наших известных предков, сообщаются сведения из истории возникновения и назначении обряда, исполняются некоторые элементы ритуала (чтение молитвы по умершим, кутья). Сама атмосфера этого обряда может создать незабываемый настрой и оказать сильное эмоциональное воздействие. Для этого, возможно, потребуется произвести некоторые перестановки мебели в классе – поставить полукругом парты, например. На каждой парте, перед каждым учеником - зажженная свечка, фотоснимки умерших, о которых они собираются рассказать в ходе данного мероприятия. Здесь же возможно использовать и другие элементы оформления вместе с принесенными из дома предметами (молельной иконой, венки из цветов, подсвечники). На видном месте - древняя икона в старинном окладе, свечи, портреты наших славных предков, ручники, кутья. Можно позаботиться о музыкальном оформлении мероприятия и использовать для этого музыку на мотив «Ave Maria». Участники мероприятия расскажут о близких им людях, ушедших в небытие, о том, как отмечают это день в их семьях. Прозвучат слова древней молитвы об умерших: « Даруй, Божа, грахi ўсім прадзедам, дзядулям і бабулям нашым – усім продкам, што адыйшлі ў веры і надзеі на ўваскресенне, і ўчыні ім вечнаю памяць. Амінь” И тогда в душах подростков возможно родится искреннее пожелание, которое можно произнести тут же : «Дай нам, Божа, з годнасцю прайсці свой жыццевый шлях, пражыць так, каб памножыць славу свайго роду і свайго народа”.

Огромный эмоциональный запал может принести школьникам постановка обряда «Каляды». Материалы, которые будут использованы для его подготовки, дадут не только сведения об истории возникновения праздника, но и об особенностях его проведения в разных местах Беларуси в наше время.

Подготовленные таким образом красочные представления, во время которых члены клуба, одетые в национальные одежды, исполняют обряды, поют народные песни, танцуют и т.д. можно показать ученикам всей школы.

В патриотическом и интернациональном воспитании хорошо зарекомендовали заочные путешествия по Бела¬руси и другим странам, в процессе подготовки и проведе¬нии которых самое активное участие принимают уче¬ники. Они готовят планшеты, иллюстративный материал, статьи из периодических изданий, выполняют роль путе¬водителей, проводников, экскурсоводов, капитанов даль¬него плавания, начальников команд, выступают перед сверстниками и младшими.

На основе собранных материалов можно изготовить альбомы "Наш город", "Наш поселок прежде и теперь", "Наша деревня вчера и сегодня", объявить конкурс на лучшее сочинение, исполнение песен и танцев, на лучший рисунок фотографию или рассказ.

Деятельность школьных клубных объединений хороша еще и тем, что помогает классному руководителю

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»