Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


руководителю избежать одностороннего подхода в деле национального воспитания. С одной стороны, деятельность клуба находит отражение в воспитательной работе всей школы: знакомит учеников с национальной культурой, пропагандирует любовь к родному краю, привлекает учащихся тем, что члены клуба заняты интересным делом. С другой стороны – добровольное, необязательное членство в клубе способствует тому, что, формируя национального самосознание, можно будет избежать проявлений национального превосходства и исключительности.

Работа классного руководителя по воспитанию культуры межнациональных отношений

Национальное самосознание, достоинство, гордость иногда деформируют личность, вызывают проявление национального эгоиз¬ма, неуважительного отношения к людям другой национальности. Истинный патриот любит свою Родину, не унижая и не оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности. Нация, как известно, есть исторически сложившаяся общность людей на базе территории, экономических связей, культуры, языка, тра¬диций и обычаев народов. Поэтому определять нацию и Родину только по этническому признаку - это и есть на¬ционалистический подход к патриотизму. Такой подход ущербен не только для самой личности, но и для обще¬ства: в условиях многонациональной страны может привести не к объединению интересов людей, а к разъединению, противо¬поставлению. Идеальная ситуация, когда специфическое, националь¬ное развивается в гармонии с интернацио¬нальным, на его основе.

Для того чтобы добиться этого, классному руководителю необхо¬димо поддерживать и развивать все, что способствует объединению различных на¬циональностей. Важно научиться влиять на процесс формирования качеств, опреде¬ляющих отношение человека к своей этни¬ческой общности. Как установили исследования, проводившиеся сотрудниками Оренбургского университета, «культура межнационального общения учащихся проявляется в испытываемых ими чувствах и эмоциях, в их импульсивных реакциях, наклонностях и переживаниях. Конечно, любой человек может поддаться различным, в том числе и отрицательным, эмоциям, но культура межнационального общения учащихся проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и стараться не переносить на других, не заражать ими окружающих». (10.47). Поэтому наряду и одновременно с патриотическим воспита¬нием следует прививать учащимся общечеловеческие ценности: уважение к человеческому достоинству, стрем¬ление к интернациональным связям и дружбе между на¬родами.

Кроме того, появлению или усилению разного рода отклонений могут способ¬ствовать неуважительные или пренебрежи¬тельные отношения к инонациональному языку, культуре, добрым традициям, а также ошибки и просчеты, допускаемые в кадровой политике. Выпячивание и обо¬стрение национального усугубляют педа¬гогические просчеты, если допускается особое отношение к учащимся той или иной национальности, необъективное толкование исторических событий и т. д. Такие оши¬бочные действия могут стать причиной не¬уважительного отношения к людям иной национальности. Выявление при¬чин такого особого отношения показало, что оно порождается не только стереоти¬пами и предрассудками, бытующими у старших. Предубежденность может быть вызвана и неблаговидными поступками людей той или иной национальности или возникающими на разной почве конфлик¬тами (в школе, семье, на производстве). Недостатки одного человека или неуважи¬тельное к нему отношение подчас распро¬страняются на всех людей данной нацио¬нальности.

Следовательно, классный руководитель должен помочь школьникам обрести уважение к чести и достоинству каждого на¬рода и каждого человека, убе¬дить их, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каж¬дом: каков он человек, а не к какой национальности принадлежит; надо показать ученикам, убедить их в том, что нет «пло¬хих» и «хороших» национально¬стей. Есть плохие и хорошие лю¬ди. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недо¬статки человека относятся к дан¬ному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспи¬танности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественни¬ков. Надо искать не пороки, а цен¬ности человека или народа и на них опираться в общении и дея¬тельности.

Таким образом, культура межнациональных отношений начинается с культу¬ры отношений межличностных. Поэтому классному руководителю нужно пред¬ложить ребятам небольшие сочи¬нения на такие темы: «Круг мо¬его знакомства», «Круг привязан¬ностей», «Зона отчуждения», «Де¬ловое общение». Пусть школьники определят, на каких правилах ба¬зируется их общение с людьми, какие ценности они исповедуют, на что ориентируются.

В плане каждого классного руководителя должно найтись место для информирования учащихся о том, что международное сообщество все ближе подходит к единению человечества в рамках экономической, идеологической и духовной инте¬грации: принято Хельсинское соглашение "О сотрудничестве и мерах доверия между странами", в котором зафиксированы права и обя¬занности в условиях единения стран и народов. На основе этого международного документа проходят конгрессы женщин мира, создан Интерпол по борьбе с мафией, наркоманией и бандитизмом, соглашение по спасательным работам в период стихийных бедствий, МАГАТЭ - по контролю над атомной энергией, Гринпис - по борьбе с нарушениями экологии, ООН - по поддержа¬нию мира в горячих точках планеты и т. д.

Кроме того, и дети, и взрослые нака¬пливают опыт межнационального общения в совместной деятель¬ности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, само¬возвеличивание, чувство нацио¬нальной исключительности. Поэтому участие школьников в подготовке и проведении международных праздников и знаменательных дат в жиз¬ни разных народов и стран помогает им осознать свою причастность к мировому сообществу и понять общече¬ловеческие ценности, необходимость сотрудничества и взаимной помощи.

В прошлые годы создавались клубы интернациональ¬ной дружбы (КИД), которые хорошо помогали педагоги¬ческому коллективу школы в интернациональном воспи¬тании учащихся. Они организовывали переписку с ребя¬тами других стран мира, создавали комнаты и музеи, проводили встречи с учащимися разных национально¬стей, с людьми, побывавшими за рубежом по деловым, научным и культурным связям, с воинами армии и флота. Этот опыт, как нам кажется, можно использовать и сегодня.

В плане классного руководителя можно предусмот¬реть литературные и музыкальные вечера на интернацио¬нальные темы, например: "Все народы, все дол люди, все мы Родину любим", "Музыка братских народов", "На одной планете, под одной звездой", "Планета моя по имени Земля". В каждом из названных мероприятий мо¬гут принять участие преподаватели литературы, музыки, изобразительного искусства, физкультуры и спорта, пред¬ставители общественности и родители.

Культура межнационального общения предполагает знакомство с национальными семьями, их обычаями и традициями. Поскольку «для «генерирования» у учащихся интереса к культурам других народов и их представителям необходимо сочетание привлекательности и элементов неопределенности». (10.47), классный руководитель может предложить учащимся подготовить бесе¬ды по теме: «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Бело¬русская семья». Ребята изучат праздники и традиции народов, живущих ря¬дом, историю собственного наро¬да, его духовную жизнь и куль¬туру. Исследовательские группы школьников во главе с учителем, изучают проблемы «Язык твоего народа», «Национальные традиции». Знать как можно больше о других народах — это основа фор¬мирования культуры межнацио¬нальных отношений в любом возрасте.

Заключение

Подводя итог проведенной работе, мы должны заметить следующее. Задача формирования у учащихся национального самосознания и формирования культуры межнациональных отношений в условиях становления нашего государства, в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок важна и актуальна. Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его тради¬циям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой на¬ции. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством, не станет добиваться признания, унижая и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что развитое национальное самосознание – является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.

В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все звенья педагогической системы. Классный руководитель, педагог, на чьи плечи традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может и в данном случае является важным звеном в деле формирования национального самосознания, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и языка своего народа.

С этой целью оказывается возможным наполнить традиционные формы работы классного руководителя с учащимися национальным содержанием, что будет способствовать знакомству учащихся с традициями, культурой, языком белорусского народа. Кроме того, перспективным направлением воспитательной работы классного руководителя с учащимися является привлечение учащихся к созданию и работе в клубах, чья деятельность направлена на изучение истории, культуры, традиций, обычаев и языка белорусского народа.

Вместе с тем, классному руководителю необходимо учитывать национальный состав учащихся. Хорошо, и даже необходимо, если работа по изучению белорусской культуры

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»