Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Роль примера в воспитании

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Контрольная работа по педагогике

План работы

1. Понятие о методах и средствах воспитания.

2. Какие примеры используются в процессе воспи-тания.

3. Пути повышения воспитательной роли примера.

4. Литература:

Понятие о методах и средствах воспитания.

До определенного времени в истории педагогики от-ношение и к понятию, и к определению понятия "метод" было таким же, как и к любому другому понятию. Ис-ходное определение этого понятия можно обозначить как "переводное". Слово "метод" греческого происхожде-ния, а потому, определяя метод в педагогике, чаще всего было принято следовать его переводу на русский язык в значениях либо "способ", либо "путь" достижения целей, соответственно обучения, если речь велась о дидактиче-ских методах, или воспитания, если подразумевалось нравственное, умственное, эстетическое и т.п. образо-вание или формирование человека, ребенка как личности. Совершенно очевидно, что подобные определения остав-ляют феномен без определения. Остается неясным, что же скрывается за понятием "способ" и "путь", т.е. от-крытым остается вопрос о том, каков же способ суще-ствования и метода, и пути, и способа?

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее вышедших учебников читаем: « Под методом …воспитания пони-мается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми мо-ральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» Как видим, понятие метода в этом пособии смешивается с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться. В другом пособии метод воспи-тания определяется как совокупность способов и прие-мов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако эта дефиниция является слишком общей и не делает ясным данное понятие. К тому же как в первом случае, так и во втором определении упускается из виду то, что воспитанника нельзя ничем «вооружить» и нельзя ничего у него сформировать без его собственной активности в работе над собой.

Под методами воспитания следует понимать сово-купность специфических способов и приемов воспита-тельной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития по-требностно-мотивационной сферы и сознания учащих-ся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для коррекции и совершенствования.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода.

Существуют и другие определения. Иногда метод определяют то как форму познания или преобразования действительности, то как совокупность регулятивных принципов той или иной деятельности, практики, то как совокупность определенных действий по достиже-нию целей и т.п.

Как относиться к этим определениям? Все зависит от того, что требуется от определения, и от того, в какой мере определением можно воспользоваться для практических целей. Педагогический процесс как самая пространная форма педагогической действительности, как практика складывается из методов и педагогиче-ских приемов. Каждый раз, когда мы наблюдаем педаго-гический процесс, мы в той или иной мере способны раз-личить отдельные приемы, а иногда удается отчетливо проследить такое особое проявление педагогического процесса, которое мы склонны называть педагогическим методом.

Развитие личности происходит не только в резуль-тате воздействия слова и мысли как средств разъясне-ния и убеждения. Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценно-стей, составляющих основу его гуманитарной культу-ры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превра-щению общечеловеческих ценностей в высшие психиче-ские функции индивидуальности. Л.С. Выготский сфор-мулировал общий генетический закон культурного раз-вития: "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - со-циальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внут-ри ребенка, как категория интрапсихическая" . Но, ра-зумеется, переход извне внутрь трансформирует сам педагогический процесс, который изменяет индивиду-альность, ее структуру и функции. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания представляется та, которая выделяет социальные (познавательный, пове-денческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую ин-дивидуальность. Методы воздействия на сферу саморе-гуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие на-выков анализа жизненных ситуаций, обучение детей на-выкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести ме-тод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок вне-сет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопос-тавления поступка учащихся с общепринятыми норма-ми, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основы-вается на известной закономерности: явления, воспри-нимаемые зрением, быстро и без труда запечатлевают-ся в сознании, потому что не требуют ни раскодирова-ния, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее прием-лемый путь к коррекции поведения учащихся. Но кор-рекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто мо-жет сам изменить свое поведения и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. Ис-ключительно большое воспитательное значение в этом случае имеют положительные образцы и примеры пове-дения и деятельности других людей. Недаром один муд-рый человек сказал, что для духовного развития лично-сти нужны три условия: большие цели, большие препят-ствия и большие примеры. Вот почему в процессе фор-мирования личностных качеств учащихся широкое при-менение находит положительный пример как метод воспитания.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность данного метода. Древ-неримский философ Сенека утверждал: «Трудно при-вести к добру нравоучениями, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изли-вается только из живого источника человеческой лично-сти, что на воспитание личности можно воздейство-вать только личностью.

Сущность положительного примера как метода вос-питания состоит в использовании лучших образцов по-ведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих лич-ностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подража-тельность. Раскрывая характер подражательной дея-тельности ребенка, французский психолог Анри Валлон писал: «Подражание – это вызывание действия внешней моделью». Я.А.Коменский, указывает на воспитатель-ную роль подражательности, отмечал, что дети «учат-ся раньше подражать, чем познавать». Далее он указы-вал: «Я имею в виду при этом примеры как взятые из жизни, так и истории; и прежде всего - взятые из жиз-ни, потому что они ближе и производят более сильное

впечатление» Он придавал огромное значение примерам поведения людей близкого окружения.

Психологический механизм воздействия подража-ния заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательной деятельности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспосо-бительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Склонность к подражанию наиболее силь-но развита у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Нередко возникает опасность заимствования

Метод положительного примера выполняет своеобраз-ную роль убеждения и служит важным средством повы-шения влияния различных форм разъяснительной ра-боты, формирования у учащихся духовных потребно-стей, мотивов поведения и моральных установок.

Какие примеры используются в процессе воспитания.

В процессе воспитания используются самые разно-образные примеры.

1. Это прежде всего лучшие эпизоды из жизни и дея-тельности известных людей – ученых, писателей, обще-ственных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вы-зывают глубокое уважение научные свершения Н.И.Лобаческого, Д.И.Менделеева, К.Э.Циолковского, И.П.Павлова и других ученых. Они восхищаются муже-ством и отвагой летчика Алексея Мересьева и повести «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»