Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Роль примера в воспитании

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


2. Исследования психологов показывают, что идеа-лы младших школьников и подростков воплощаются в основном в конкретных людях. В старших классах большое значение приобретают и обобщенные идеалы. Поэтому важно использовать образы героев литера-турных произведений и кинофильмов. Поэтому чтение художественной литературы не отдых, а действенное средство воспитания и самовоспитания юношей и деву-шек. Важно помочь выбрать для внеклассного чтения такие книги, которые бы учили правильному поведению. При этом необходимо приучать к осмысленному чте-нию, к анализу поступков и действий героев литера-турных произведений, к сопоставлению их с личным по-ведением.

Большое значение имеет и выбор кинофильмов, те-атральных постановок для коллективного просмотра и обсуждения. Хорошо, когда они дают пищу для размыш-лений, помогают юношам и девушкам разобраться в сложных чувствах и мыслях других людей.

3. Немаловажное значение в воспитательной рабо-те имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие школьники. Однако их необходимо тактично использовать. Примеры поло-жительно поведения лучших учащихся не должны пре-вращаться в нудное морализирование и сводиться к по-стоянным рассказам о «добродетельных мальчиках и девочках». Приводя примеры лучших учащихся, нужно заострять внимание не столько на их расхваливании, сколько на осмыслении моральной сущности их поступ-ков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперниче-ства и не противопоставлять учащихся друг другу.

Большого внимания заслуживает и такая деталь. Некоторые школьники, особенно дети и подростки, не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, кото-рые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так, следуя рискованному примеру своих товарищей, отдельные уча-щиеся проявляют «смелость» прыгая со второго этажа здания или включаясь в воровство и т. д. В этих случаях большую роль играют разъяснительные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное – ор-ганизация содержательной и разнообразной внеклассной работы

Когда речь идет о влиянии примера товарищей, то имеется в виду воздействие поступков идействий не только наиболее близких товарищей, но ученического коллектива. Известно, например, что дисциплиниро-ванное поведение на уроке большинства учащихся оказы-вает благотворное влияние на неорганизованных учени-ков. Следуя примеру товарищей, они стараются не на-рушать дисциплину и порядок на уроке. Дружное и ак-тивное участие в общественной жизни класса и школы большинства обычно способствует привлечению к обще-ственной жизни тех школьников, которые не отлича-лись активностью. Подражая своим товарищам, они незаметно увлекаются работой школьного коллектива. Таким образом, в детском коллективе особенно повы-шается сила воспитательного воздействия примера школьных товарищей. Поэтому в процессе воспитания следует опираться не только на пример более близких друзей и товарищей воспитанника, но и на пример дея-тельности детского коллектива. Он оказывает серьез-ное влияние на поведение школьников.

4. Особенно велико влияние на формирование созна-ния и поведения детей и подростков личности воспита-теля, его морального облика. Это влияние по своему значению ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Личный пример воспитателя влияет на учащихся неза-висимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах по-ведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держит себя на уроке и в жиз-ни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность ха-рактера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу воспитательно-го воздействия учителя. Еще К.Д. Ушинский утвер-ждал, что учитель со слабым, неустановившимся ха-рактером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного характера. Чтобы вырас-тить детей мужественными, правдивыми и честными, учитель должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а если нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных результатов в воспи-тании.

5. На формирование и развитие детей серьезное влияние оказывает пример родителей, старших членов семьи. А.С.Макаренко говорил, что детей и молодежь воспитывает все: люди вещи, явления. Но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом мес-те находятся родители, которые постоянно влияют своим поведением, моральным обликом. При объяснении своих поступков дети обычно ссылаются на поведение старших. Повседневное поведение родителей А.С.Макаренко рассматривал как решающее средство воспитания детей. Поэтому большое значение придавал он организации семейной жизни, поведению родителей. Характер отношений детей и родителей накладывает серьезный отпечаток на сознание и поведение детей и молодежи.

Пути повышения воспитательной роли примера.

Воспитательное значение личного примера взрослых во многом зависит от их авторитета. Школьники под-ражают взрослым, лишь в том случае, если те пользу-ются авторитетом. Чем выше авторитет взрослых, тем сильнее влияют они на сознание и поведение учени-ков. Поэтому завоевание авторитета учителем и роди-телями – одно из условий повышения воспитательной силы их личного примера.

При использовании положительного примера в вос-питании существенное значение имеет учет особенно-стей личностного развития учащихся. С возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведе-ния собственных товарищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и ува-жаемым человеком. Это особенно относится к учите-лям. В одной из лекций А.С.Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель» . Близкие по су-ществу мысли высказывала и Н.К. Крупская: «Для ре-бят, - отмечала она, - идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его ус-тах становятся ненавистными.

У нас требуют от учителя известного уровня под-готовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нуж-но обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение» .

Важнейшее условие повышения воспитательной си-лы личного примера учителей, родителей и вообще взрослых – единство слова и дела. Если на словах взрос-лые будут требовать правдивости, честности, органи-зованности, трудолюбия, а на деле своими поведением, конкретными делами не будут подкреплять эти требо-вания, то эффективности их воздействия значительно снизятся. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании.

Повышению воспитательной силы личного примера взрослых способствует также разумная любовь и ува-жение к детям. Лаской и любовью можно вызвать хо-рошие чувства, воспитать у них необходимые привычки и приучить к труду и порядку, к послушанию и уваже-нию. Если взрослый ведет себя как благородный, внима-тельный старший друг, его поведение побуждает школь-ников к совершению положительных поступков.

Важное значение в повышении воспитательной силы примера имеет также единство требований и воспита-тельных воздействий на детей со стороны учителей, ро-дителей и других взрослых. Несогласованность и проти-воречивость требований и примеров снижает эффек-тивность воспитания. При использовании в воспита-тельной работе литературных произведений, кино-фильмов и театральных постановок следует опираться главным образом на положительные образцы поведения героев. Конечно, в книгах, в кино и в театре школьники встречаются и с отрицательными примерами. Поэто-му важно морально закалять их, делать невосприимчи-выми к отрицательным примерам. А этого можно до-биться не путем изоляции от отрицательных явлений, а путем участия в борьбе с отрицательными явлениями нашей жизни. Хорошо, когда школьники не только уме-ют отличать хорошее от плохого, но и выступают против плохого, не остаются в роли посторонних на-блюдателей.

Пути использования примеров в процессе воспита-ния разнообразны. Это прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения. Подражание может быть бессознательным или осознанным копированием поведения других людей. Один из способов использования положительных примеров – заимствование. Оно предпо-лагает сознательное и выборочное воспроизведение ка-честв личности, приемов и способов ее деятельности, поведения. Иногда заимствуются даже манеры, поход-ка, одежда. Заимствование и подражание во многом за-висят от чувства уважения и симпатии к человеку, ко-торый служит примером, на которого желают быть похожи воспитанники. В ряде случаев следование приме-ру других людей проявляется в соревновании, в стремле-нии превзойти образец, которому подражают, в жела-нии достигнуть больших результатов в труде, в повсе-дневном поведении. Важно в процессе воспитания ис-пользовать и другие способы усвоения примеров поведе-ния других людей. Так большое значение имеет органи-зации совместной деятельности воспитанников с пере-довыми тружениками старшего поколения, создание общественного идеала, помогающего проектировать бу-дущую деятельность. Все это помогает обогатить лич-ный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самовоспитания.

Литература:

1. Крупская Н.К .Педагогические сочинения. Т.5. Ма-каренко А.С. Сочинения. Т.VI.

2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.А.И.Пискунов. М.1971.

3. Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

4. Шимбирев П.Н., Огородников. И.Т. Педагогика.

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»