интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.
1.4. От воспитания к самовоспитанию.
В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.
А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.
Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.
1.5. Как работать над собой.
А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой.
Как работать над собой.
1-й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни.
Мой нравственный идеал.
1. Девиз жизни.
2. Конечная цель моих стремлений и деятельности.
3. Что люблю в людях и что ненавижу.
4. Духовные ценности человека.
2-й этап. Познай самого себя.
Какой я есть.
1. Мои достоинства.
2. Мои недостатки.
3. Мои интересы и увлечения.
4. Цель моей жизни.
5. Отношение к учебе.
6. Отношение к труду.
7. Отношение к людям.
Объективная самооценка. 3-й этап. Определи программу самовоспитания.
Каким я должен стать.
1. Требование ко мне родителей и учителей.
2. Требования ко мне товарищей, коллектива.
3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания.
4-й этап. Создать свой образ жизни.
Режим.
1. Распорядок дня.
2. Бережное отношение ко времени.
3. Гигиена труда и отдыха.
4. Правила жизни. 5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.
Тренировки, упражнения.
1. Самообязательства.
2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.
3. Самоубеждение.
4. Самопринуждение.
5. Самообладание.
6. Самоприказ. 6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.
Самоконтроль.
1. Самоанализ и самооценка
работы над собой.
2. Самопоощрение или самонаказание.
3. Совершенствование программы самовоспитания.
1.6. Идеал личности.
а) Человек
• гуманист
• демократ
• труженик
• интеллигент
• творческая личность
• оптимист
• борец за социальную справедливость
б) Качества мужчины
• привлекательность
• верность
• мужественность
• мастеровитость
• деликатность
• взаимопонимание
в) Качества гражданина
• коллективизм
• интернационализм
• патриотизм
• национальная честь и достоинство
• совесть
• мужество
• ответственность
г) Качество женщины
• обаятельность
• верность
• женственность
• хозяйственность
• уступчивость
• взаимопонимание
д) Черты специалиста
• профессиональная компетентность
• высокая работоспособность
• организованность и деловитость
• деловое сотрудничество и самодисциплина
• требовательность к себе и другим
• культура труда и бережливость
• потребность к самообразованию,
• в самосовершенствовании.
1.7. Материалы по самопознанию школьника.
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.
Что дает человеку знание самого себя ?
1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.
2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
Пути самопознания
1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
• если критикует один - задумайтесь,
• если два - проанализируйте свое поведение,
• если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.
1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.
Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
|
|