←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
сформировать основную гипотезу: деятельность социального педагога по организации сотрудничества семьи и педагогов школы благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым открывает возможность на повышение познавательной и социальной активности ребенка, оказы¬вает помощь в организации систематической совместной работы се¬мьи и школы (эффективность и результативность).
В исследовании использовались методы :
• Изучение научной литературы по теме дипломной работы.
• Обобщение и анализ по теме передового, отечественного опыта.
• Моделирование работы социального педагога в начальном звене.
• Опытно-эксперементальная проверка выявленных путей, моделирова¬ние положений.
• Анкетирование и тестирование.
Апробация работы :
Опытно-эксперементальная проверка проводилась в общеобразователь¬ной школе № 13 г. Нерюнгри.
Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявле¬нии основных условий и принципов организации социально-педагогичес-кой работы в начальном звене общеобразовательной школы, в опреде-
лении содержания и методов работы в них, а также в эксперементально-теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений.
Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций по организации социально-педагогической работы в на¬
чальном звене общеобразовательной школы, в определении форм, ме-тодов и содержания социально-педагогической деятельности.
На защиту выносятся следующие положения :
1. Деятельность социального педагога в начальном звене школы оказы¬вает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы.
2. Сотрудничество социального педагога с родителями и учителями на¬чального звена повышает познавательную и социальную активность ребенка.
3. Благотворное влияние социального педагога на общий климат семьи и ее воспитательный процесс.
4. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных на¬правлений в работе социального педагога.
5. Грамотность ведения всех аспектов работы ( анализ, вывод, интер¬претация, прогноз, гипотеза. )
6. Культура и этика.
7. Систематичность работы. Любовь к своему делу.
8. Глубокое знание своего дела ( области знаний : педагогики, психоло¬гии, философии, социологии. )
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ.
Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все
зло мира,эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях.
Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корысто-любие и прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие между ними вражду. Последующие философы и педагоги не обошли своим вни-манием эту проблему, хотя и оценивали ее по разному.
Предтечи научного коммунизма, особенно ценимые Марксом и Энгель-сом, французские просветители считали, что семья должна быть осво-бождена от тяжелого домашнего хозяйства и соответственно от владе¬ния движимой и недвижимой собственностью, которые порождают и не-здоровые инстинкты, требуют усиленной конкретной борьбы, разруша-
ющей непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отно-шений. В распоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить предметы личного пользования: белье,одежду,самую необходимую ут-варь. Все остальное должно принадлежать обществу. Дети лишь в ран-нем младенчестве должны жить в семье, затем они должны воспиты-ваться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разно-родность воспитания, чтобы создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия воспитания, развития.
Еще 15-20 лет назад бытовало мнение некоторых научных авторите-тов, что государство должно взять на себя воспитание детей от люльки до университета.
В последние годы ученые изменили суждения на этот счет, потому что убедились на опыте: любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малышей, не меньшее значение, чем воздух и сол-нечный свет.
Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспита-ния, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Теперь психологи и медики утверждают, что даже несколько месяцев лишения
любви наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка непоправимый ущерб, всей последующей духовной жизни чело-века, отрицательно влияют на психическое и физическое развитие.
Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.
Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце и матери - сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И.Кочеткова: "Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Когда мать и отец любят друг друга, боль-ше всего от их любви получает ребенок. Без нее весь мир бледнеет и никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребен-ка".
В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни.
Нынешние исследователи проблем семьи отличают, что первого ре-бенка супруги заводят не ради его самого, первенец у молодых - "сюр-приз". Родителям не до него они заняты друг другом.
Особое значение приобретает появление ребенка в семьях, где молодо-жены не объединены общими профессиональными интересами, имеют разные пристрастия и увлечения. Их прежние добрачные привязанности тоже направлены в разные стороны. Совместный ребенок делает моло-доженов не просто возлюбленными, но и по-настоящему родственника-ми. Значит, тем самым ребенок дает своим родителям и чувство общнос-ти забот, желаний, интересов.
Глядя на детей, общаясь с ними, люди приобретают не только нравст-венные навыки, с их помощью расширяют свой кругозор, множат полез-ные привычки.
Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают взрос-лых в свои занятия. Приходится молодым мамам и папам тратить время на долгие прогулки, путешествия в лес, куда иначе бы они не нашли бы времени выбраться.
Стили семейного воспитания.Происходящие в нашей стране об-новления политической духовной жизни знаменательно тем, что ставит человека в центр политики и экономики, возвращает общечеловеческим ценностям статус приоритетных. Это происходит в общественном и ин-дивидуальном сознании.
Переосмысление природы и назначения человека пробуждает пси-хологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы.
Как и все общество, семья и школа долго терпели бремя авторитарности и догматизма. Сегодня гуманизация отношений внутри школы так же ак-туальна, как и взаимоотношение семьи и школы.
Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы -это плюрализм мнений, необходимость прини¬мать иной образ мыслей и образ жизни как для учителей, так и для ро¬дителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно.
Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.
Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания.
Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ре¬бенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, харак¬тер контроля за его действиями, способ предъявления требований, фор-мы поощрения и наказания.
Родители, которые предоставляют своим детям определенную само¬стоятельность относятся к ним с теплом и уважением, применяют мини¬мум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители.
Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, ак¬тивных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми. Ав¬торитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авто¬
ритарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность . Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.
У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контро¬лируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.
Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внима¬ния, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних пре¬ступников немало детей, положение которых в семье можно охарактери¬зовать как безнадзорное.
Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не дол¬жен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.
Американские психологи и социальные педагоги предлагают родите¬лям
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
|
|