Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Скачать реферат


характерен для неблагополучных семей.

Соответственно уровням выделяются три группы родителей:

Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность.

Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы, индивидуальные консультации по вопросам воспитания.

Родители третей группы не справляются с возложенной на них обязанностью воспитания детей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании. При этом необходима системная согласованная работа психологов, социальных педагогов, учителей по выявлению истинных причин неблагополучия в семье, исходя из которых строить педагогическое просвещение родителей этого уровня.

Ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе. 94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. Однако только 51% родителей получают знания через различные формы просвещения систематически, 48% посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю. В их число входят родители из неблагополучных семей.

Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее эффективным в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы теоретического и практического направления.

Социальный педагог должен организовать беседы с родителями за период обучения их детей в начальной школе, по следующим темпам:

1. Здоровая нравственная атмосфера семьи - необходимое условие правильного воспитания ребенка.

2. Значение единых требований в воспитании ребенка.

3. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей в процессе воспитания.

4. Воспитание положительных навыков и привычек у детей.

5. О формах поощрения и наказания.

6. Приучение ребенка к труду.

7. Режим дня школьника как необходимое условие правильного воспитания.

8. Воспитание навыков и привычек культуры поведения.

9. Единство требований со стороны школы и родителей.

10. Почему ребенок становится упрямым, капризным, эгоистичным.

11. Воспитание скромности и выдержки у детей.

12. Почему ребенок становится трудным?

13. Приучение ребенка к труду, приучение трудовых навыков и умения.

14. Воспитание чувств любви и уважения к матери.

Методика проведения бесед должна строится таким образом, чтобы каждый отец и мать серьезно задумались над вопросом воспитания, сами пытались отыскать пути индивидуального решения педагогических задач. Опыт убеждает, что активизация педагогического мышления родителей в значительной степени способствует жизненной ситуации воспитательного характера к примеру, после проведенной беседы: "О трудовом воспитании детей в семье" родителям можно предложить следующие ситуации:

Ситуация первая. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности

ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание.

Ситуация вторая. Мать поручила второкласснику Сереже вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся поздним вечером.

Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в данной ситуации?

Анализ подобных ситуаций позволяет родителям переосмыслить педагогические истины, высказать свою точку зрения, находить верный путь решения того или иного вопроса в воспитании ребенка.

При организации педагогического просвещения необходимо умело сочетать теоретический материал с практикой семейного воспитания. Решению этой задачи способствуют памятки для родителей.(см. прило-

жение №10)

Знание особенностей семьи, выделение на их основе условных групп родителей позволит осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в руководстве воспитанием младших школьников в семье.

Совершенствование педагогического руководства семьей возможно при осуществлении систематического дифференцированного и индивидуального подхода к родителям с учетом их педагогического лица, воспитательных условий семьи. При этом центральное место занимает психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей, кото-

рая может быть успешной при такой методике просвещения, которая бы способствовала высокой активизации педагогического мышления родителей при оптимальном сочетании педагогических знаний с практикой семейного воспитания, гуманном взаимоотношении и взаимодействием.

РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

“Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.” *

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.

Что же это за условия? Прежде всего та семейная атмосфера, когда

-----------

* Крупская Н.К. Пед.соч.М.: изд-во АПН РСФСР,1959,Т.6,С-27.

каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание детей.

Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье!

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания ста¬новится в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, воз¬растных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтение книг, занятия спортом, играми, полноценного общения с родителями и друзьями. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию. Между тем, как показывает опыт, детей в бытовом, общественно полезном труде необходимо для воспитания многих важных черт характера ребенка. Дети одержимы стремлением к деятельности, творчеству.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей*. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее оп-

-----------

* Макаренко А.С. Пед.соч.,М: изд-во АПН РСФСР,1957г., т7, с-20.

ределяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Еще одним важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей.

Авторитет родителей-то влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Воспитание детей младшего школьного возраста авторитет родителей основывается на уверенности детей в правоте родителей, на стремлении подражать их действиям и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье.

Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу. Недопустимо чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создав-шегося положения.

Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок

испытывает меньше трудностей в процессе овладения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»