←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) - игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.
- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).
Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в от¬ветах преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.
У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку "все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) - недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.
Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины отклонения в семейном воспитании:
Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на пер¬вом месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).
Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо причин, супружеские отношения между родителями оказыва¬ются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.
Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю лю¬бовь".
На втором месте находится следующая причина -воспитательная не¬уверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то пси¬хологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесе¬ние конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается, что каж¬дого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.
Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспи¬тании, данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить ме¬тодикой родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони-
мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением которого он согласен.
Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:
1. Принятие - отвержение
Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, ро¬дитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс от¬вержения: родитель воспринимает ребенка неприспособленным, неудач¬ным ( 10 % от числа опрошенных ).
2. Кооперация.
Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).
3.Симбиоз.
Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным (40 % от числа опрошенных).
4.Авторитарная гиперсоциализация.
Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается
навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).
Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении вос¬питания в семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:
--------------
*. см. приложение п. 4.
Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их вни¬мание сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках,
таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помо¬гать и т.д.
Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая прило¬жить никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей, социальному педагогу не удается создать оптималь¬ное взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углублен¬ное изучение работы учителей и детей, стараться определить взаимо¬связывающие главные "нити" между учителем->ребенком->родителем.
Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего само¬чувствие профессиальное и социальное учителей.
Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и про¬тиворечивых условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:
- Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним соци¬ально-экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к такой адаптации.
- Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в традиционном ключе (как триада: знания-> умения-> навыки) и новым содержанием образования с новыми стандартами качества знаний.
- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и возможностями свободной, творческой педагогической деятельности
- Система социальной поддержки педагогических работников на госу¬дарственном или региональном уровне не отвечает требованиям к со¬блюдению и защите учительских интересов.
Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе воспитания и обучения очень важно единство требо¬ваний. Выравнивание требований школы и семьи можно с помощью лек¬ций, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов общения ме¬жду учителями и родителями.
Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении до¬полнительных педагогических услуг.* Предложений от учителей по раз¬личным педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей намного выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос ро¬дителей по сравнению с учителями. Это можно объяснить растерянно¬стью учителей в современной обстановке;** загруженностью учебными часами, поэтому учителям и неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой, танцами, языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен упустить из поля зрения социаль¬ный педагог, для решения этой проблемы необходимо доносить до учи¬телей данные о интересах учащихся, организовывать пресс-центры деловых игр между учителями и детьми.
В результате проделанной работы мы попытались пометить пример¬
ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду¬
альных особенностей в работе школы.
-------------
*см.приложение № 8, **см.приложение № 9
План работы социального педагога в начальном
звене на первое полугодие.
I. Учебно-методическая работа.
1. Изучение литературы по социальной педагогике.
2. Знакомство с периодической печатью.
3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.
4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей.
II.Работа с семьей.
1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников.
2. Дифференциация семей по типам.
3. Организовать взаимодействие социальных служб для
разрешения возникающих конфликтов.
4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совмест¬ных вечеров.
5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.
6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учи¬телями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.
7. Проводить консультации для родителей по определенному гра¬фику.
III.Работа с детьми.
1. Изучить занятость детей во внеурочное время.
2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить согла¬сованно со школьным психологом.
3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с учителями.
4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.
5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".
IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.
1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов.
2. Приглашать родителей
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
|
|