Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Введение

Актуальность постановки проблемы

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, на-прямую затронули и образование, которое переживает сегодня, по оцен-кам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и содержания самого образования.

В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения стратегических задач развития образования, о чем свидетельст-вует появление ряда работ ( Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров, В.Н. Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42], О.В. Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Ми-ронов [74], Ф.Т. Михайлов [75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю. Троицкий [99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.)

Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время, сопровождаются рождением кардинально нового типа социо-культурного наследования, при котором обеспечивается обладание из-менения над сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь должна идти не о революционной ломке, но об отрица-нии отрицания, о прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого. Сказанное в полной мере относится к реформиро-ванию российской школы в контексте европейского образования.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследова-ния, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции становления и развития российской школы как фе-номена европейской педагогической культуры.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – историческое развитие европейского об-разования.

Предмет исследования – генезис российской школы в контексте европейского образования.

Задачи исследования:

- проанализировать основные этапы исторического развития запад-ноевропейского и российского образования;

- охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования;

- представить генезис российской школы как явления европейского образования;

- выявить ведущие тенденции развития российской школы как фе-номена европейской культуры.

Исходные методологические позиции исследования определяет диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущно-сти педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного ис-торического анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью общества, уровнем социокультурного и историко-культурного уровня развития. Основными методологическими и теоре-тическими ориентирами исследования служили культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование и педагогическое сознание как составляющую часть мировой культуры, аксиологический подход к изучению педагогической реальности (В.И. Додонов [37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин [86]); концепция целостного мирового пе-дагогического процесса (В.П. Борисенков [25], Б.Л. Вульфсон [27], В.М. Кларин [57], З.А. Малькова [70], В.Л. Пилиповский [80], А.И. Пискунов [81], К.И. Салимова [90]), цивилизованный подход к всемирному исто-рико-педагогическому процессу (Г.Б. Корнетов [58,59]); положения, разработанные В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68], М.Н. Скаткиным [89] о сущности образования; философия воспитания и теория воспита-тельных систем (В.С. Библер [24], С.И. Гессен [30], Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т. Лихачев [62], Л.И. Новикова [76], А.К. Рыч-ков [85] и др.)

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспек-тивный и прогностический анализ источников, систематизация и клас-сификация.

Источники исследования: труды отечественных психологов и пе-дагогов; документальные и литературные материалы; издания периоди-ческой педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и методические пособия.

Исследование выполнялось в два этапа.

1. 1997-1998 гг. – анализ историографии и оценка современного состоя-ния проблемы, изучение степени ее разработанности в историко-педагогических исследованиях.

2. 1998-1999 гг. – теоретическое осмысление и обобщение полученного материала, систематизация и обобщение основных идей и результа-тов, литературное оформление дипломной работы.

Научная новизна и теоретическое значение исследования

Полученная в нем совокупность объективных результатов может быть квалифицирована как решение крупной научной проблемы форми-рования российского образования как феномена европейской педагоги-ческой культуры

- реализован конструктивно-генетический подход к изучению раз-вития российской школы в контексте европейского образования;

- охарактеризованы социокультурные условия развития идеологии, содержания и технологии образования;

- осуществлен анализ тенденций современного состояния россий-ской школы, намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии.

Практическая значимость исследования

Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут изменить педагогическое сознание, сформулировать новые профессио-нальные педагогические установки у руководителей разного уровня.

Достоверность полученных научных результатов

Обеспечена методологической обоснованностью исходных пози-ций исследования, применением системы методов, адекватных его за-дачам и логике, репрезентативностью источников базы, разнообразием документальных и литературных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

- по своему происхождению и историческому развитию российская школа является достоянием европейского образования. Как и за-падноевропейские государства, Россия унаследовала основы обра-зования и педагогической культуры от христианского греко-римского мира. Это родство еще в большей мере стало обнаружи-ваться в Новое время, когда западноевропейские государства ста-ли отказываться от развития универсальной классической системы образования и переходить к созданию национальных школ;

- российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих ее неповторимым, самобытным феноменом европей-ской педагогической культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как изолированного индивида, а как существа, вклю-ченного в сеть сложнейших отношений (с Богом, семьей, государ-ством, народом, миром) и мыслимого только в этих отношениях. Отсюда развитие духовных начал человека, реализующиеся в це-лом комплексе духовно-нравственных качеств: любовь, добролю-бие и добродеяние, человеколюбие и духовность, сострадание и совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие жизни и мысли, поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и взаимопомощь. Эта особенность, сформированная еще на заре принятия христианства, усиленная духовной деятельностью Сер-гея Радонежского, не исчезла при создании новой школы в XVIII веке;

- следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и продолжая лучшие традиции российского образования, совет-ская школа выдвигала на первый план духовно-нравственное фор-мирование личности. Эта система ценностей интегрировалась в образование, во многом определяя его дух и высокое качество. В традиционной русской школе были представлены предметы трех главных циклов – народного, научного и православного. Важное отличие российской школы от западноевропейской состояло в том, что последняя развивалась преимущественно в русле латин-ской культуры и латинского языка, отсюда отстраненность евро-пейской школы и образования от народной жизни, тогда как рус-ское образование, построенное на старославянском языке, было близко народной культуре. При этом содержание образования, да-же в начальной школе отличалось фундаментальностью, позво-ляющей достигать достаточно высокого уровня интеллектуального развития ученика. Это, в свою очередь, требует отношения к учебе как к серьезному труду, «делу жизни», что реализуется в соответ-ствующих технологиях, рассчитанных, в первую очередь, на серь-езный умственный труд. Отличительной чертой российской шко-лы является отечески-материнский, родительский характер отно-шений между учителями и учениками, что требует от учителя вы-сочайшей ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным совершенствованием. Особенностью русской школы было активное участие в ряде случаев государства в ее раз-витии и управлении. Отличительная черта современной школы - ее единство и многообразие, отсутствие тупиковых ветвей. Все это создает образ российской школы как духовно-нравственного, ин-теллектуального и трудового учебно-воспитательного учреждения.

Глава 1. Основные этапы становления западноевро-пейского и российского образования

Важнейшими ориентирами-принципами данного исследования яв-ляется то, что

во-первых, это будет практико-ориентированное исследование. Осмысление истории с целью понимания современности и будущего из-вестно с древних времен, во всяком случае, оно фиксировано со времен писаной истории. И в этом смысле одинаково мыслили Конфуций и Платон, Экклезиаст и Аристотель, поскольку в прошлом они хотели найти ответ на вопросы современности.

Поскольку наше время это время размышлений о судьбе России, то поэтому любое осмысление истории, помимо воли, имеет отношение и к России. И поэтому, осмысливая историю, нельзя не решать, – что есть наше образование, воспитание? Что внесло оно в педагогическую культуру?

Во-вторых,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»