Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


Во-вторых, в исследовании мы будем стремиться к беспристраст-ному анализу развития образования.

В-третьих, осмысление образования, как в целом, так и в его от-дельных формах, происходит в рамках современных временно-пространственных представлений, которые исходят из линейного разви-тия истории.

В-четвертых, стремление избежать как плоского эволюционизма, видящего ценность каждой ступени развития воспитания и педагогиче-ского сознания в том, что каждая предшествующая ступень есть предва-рительная ступень и подготовка к последующей (из общинного воспита-ния выросло государственное, педагогика Греции родила педагогику Рима, а педагогика Возрождения – педагогику Просвещения и т.д.), так и прямо противоположного принципа, отрицающего какую-либо преемст-венность между разными формами образования и педагогического соз-нания.

В исследовании необходимо увидеть самобытное значение каждо-го этапа и вместе с тем выявить конкретные механизмы связи между разными формами воспитания и педагогического сознания. Поэтому ос-новным методологическим принципом нашего исследования должен стать принцип конкретного осмысления и понимания каждой формы воспитания и педагогического сознания.

Чтобы приступить к анализу европейского образования надо выде-лить основные этапы его развития.

В историческом развитии западноевропейского образова¬ния можно выделить ряд крупных этапов.

Первый этап — становление системы средневекового образования с конца V века н. э. Благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась система средневекового образования, включая его идео-логию, содержание, формы, методы и органи¬зацию. С этого времени образование стало делом церкви.

Содержание средневекового образования составляла ухо¬дящая своими корнями в латинскую культуру система семи свободных ис-кусств: грамматика, риторика, диалектика, ариф¬метика, геометрия, ас-трономия, музыка. И хотя реальное со¬держание этих предметов посто-янно менялось (особенно квадриума), но их структура оставалась неиз-менной вплоть до эпохи Возрождения.

Второй этап – «каролингское возрождение», вторая половина VIII – вторая половина IX вв. В это время, благодаря дея¬тельности Карла Ве-ликого и Алкуина был дан новый импульс развитию образования: усо-вершенствовано его содержание и ор¬ганизация; открыты элементарные школы при сельских церквях и школы, дающие более высокое образова-ние при крупных церквях и монастырях; организованы высшие школы в Турском монастыре и при резиденции Карла. «Система» обра¬зования, созданная в этот период, просуществовала века, а на¬чальная школа — до конца XVIII в.

Третий этап начинается с XII в., когда в Европе склады¬вается свет-ская система образования, имеющая определенную — особенно универ-ситеты — автономию и существовавшая на¬ряду с церковными школами. В этот период значительно увели¬чивается объем содержания образова-ния, особенно университет¬ского. В него включается много новых пред-метов и произведений, прежде всего античных и арабских авторов. В это же вре¬мя создаются новые формы обучения: лекция, экзамен. Про¬гресс образования и его содержания, в первую очередь, был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым стремлением европейцев учиться. В то же время в Европе, особенно начиная с XII — XIII в., в ее университетах идет создание своей образовательной культуры: филосо-фии, логики, которые ста¬новятся важнейшими предметами в универси-тетах.

Четвертый этап, имеющий исключительное значение не только в истории европейского образования, но и всего челове¬чества, начинается в эпоху Возрождения, которая выработала новую идеологию и филосо-фию образования, утвердила понимание его ведущей роли в жизни об-щества и человека, создала его систему с классическим содержанием и оригинальными формами (классно-урочная, экскурсионная и т.д.) и ме-тодами (обучение в игре, творческие задания, живое изучение языков и т.д.) обучения, направленного на развитие активности ребенка, его твор-ческих способностей и самостоятельности.

Пятый, принципиально новый этап в развитии европей¬ского образо-вания приурочен к XVII в. В этот период произо¬шло формирование об-щественного и педагогического движения, получившего название Про-свещения, которое вызвало к жизни философию и идеологию нового об-разования. Важнейшей для эпохи Просвещения стала идея решающей роли образования и просвещения в судьбах мира и каждой отдельной страны, каж¬дого сословия и каждого человека. Отсюда настойчивая борьба за массовую школу, которая, правда, только во второй половине XX в. привела к созданию фактически единой системы образо¬вания — от дошкольного до высшего профессионального образования. Было сформировано принципиально новое (по сравнению со средневековьем и Возрождением) содержание образова¬ния. Осуществлен постепенный пе-реход от древнеклассического к национальному содержанию образова-ния во всех его звеньях.

Совершенствование форм и методов обучения было направлено на максимальное развитие творческих способностей каждого ре¬бенка. С конца XIX в. началась интенсивная разработка и мо¬дернизация органи-зационных форм и технологий обучения и воспитания, ориентирован-ных на творческое развитие лич¬ности. Вместе с тем, начиная с Нового времени, нарастающий кризис семьи приводит к тяжелейшим деформа-циям в духовно-нравственном воспитании и развитии семьи. В динамике западноевропейского педагогического сознания можно выделить сле-дующие характеристики.

Педагогическое сознание до эпохи Возрождения было представлено народной, нормативной и теоретической педагоги¬кой, оно было тесно связано с христианской культурой (поучениями, проповедями и т.д.) и теологией, представленной трудами Альберта Великого, Фомы Аквин-ского и других сред¬невековых мыслителей. Вершиной этого сознания стали педа¬гогические произведения Я.А. Коменского, рожденные на ру-беже позднего Возрождения и Нового времени.

Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яр¬кое выра-жение нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, на-чиная с А. Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках гуманистического движения педагогика фактически выделилась в самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Рот-тердамского, ХЛ. Вивиса и др. Гуманистической педагогике принадле-жат, идеи ведущей роли воспитания в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично) развитого свободного индивида, ор-ганизации образования построения его содержания в соответствии с возрастом ребенка и др.

Педагогическое сознание Просвещения, представленное сотнями имен выдающихся философов, литераторов, государ¬ственных и обще-ственных деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического понимания воспитания. 0но провозгласило идею гро-мадной роли просвещения, воспитания, образования в исправлении об-щества и человека, "человеческого рода", что нашло выражение в мно-гочисленных моделях воспитания и образования, реальных и фантасти-ческих проектах «педагогических общин» и "педагогических провин-ций», в кардинальном обновлении содержания и технологий образова-ния.

Педагогическое сознание, зафиксированное в реформаторской педа-гогике, его развитие начинается с конца XIX в. можно определить как сугубо сциентический способ познания и преобразования педагогиче-ской действительности. В рамках его ло¬жились новые отрасли и на-правления психолого-педагогической науки, теории и концепции, большое число экспериментальных учебно-воспитательных учрежде-ний и технологий обучения.

Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленни-ков. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.

С периода от принятия христианства до середины XIII в. утверди-лась новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образова-ния. В этом смысле имя Илариона должно стоять рядом с именами Вла-димира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в ко¬роткий срок на Руси была создана «целостная система» образо¬вания от начальной школы до «академии», которая существова¬ла в форме госу-дарственных и церковно-монастырских школ.

На Руси за короткий срок была сформирована образова¬тельная сис-тема с достаточно сложным содержанием, что объ¬ясняется как полити-ческими, так и религиозными причинами: государству и церкви требо-вались не только образованные, но и высоко образованные люди. Обра-зование служило в первую очередь целям духовного воспитания, кото-рое включало православие, «светские» искусства — грамматику, рито-рику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего лите-ратуры. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.

Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остано-вил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.

Страшнейший удар развитию русской культуры и образо¬ванию на-несло монгольское нашествие — достаточно сказать, что государствен-ные школы в России возродились только в XVII в.

С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрожде-ние русского народа, сделавшее возможным его политическое осво-бождение и определившее социально-экономический подъем рос-сийского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы рус-ского образования, включающие православное и нравственное воспи-тание, утверждение семейного, соборного и трудового

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»