Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


трудового начала в воспи-тании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана вос¬хождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нрав¬ственное воспита-ние было выдвинуто на первый план российского образования.

Потребности общества, государства и церкви порождают потреб-ности в более широком образовании. Оно дается в мона¬стырях, церк-вях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребно-сти социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

Из катастрофического смутного времени (конец XVI – начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно бы-стро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы от-крываются как в городах, так и на селе. К концу века не только боль-шинство духовенства и дво¬рянства, но и многие горожане были гра-мотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается сре¬ди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются госу-дар¬ственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Помест-ном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со вто¬рой половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое выс-шее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы совре¬менного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский харак¬тер. С его именем связано приобщение российской школы к ев¬ропейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адми-ралтейские, гар¬низонные, горнозаводские; средние и высшие — школа матема¬тических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, ар-тиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформиро-вана Славяно-греко-латинская академия. В 1725 г. была открыта Петер-бургская академия с университетом и гим¬назией.

Подлинным строителем отечественного образования стал М.В. Ломоно-сов. Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может быть самое важное, особенно для образования, наука загово-рила на русском языке, благодаря че¬му российское образование стало развиваться на основе отече¬ственной культуры. М.В. Ломоносов на-стойчиво совершенствует деятельность Петербургской академии наук, университета, гим¬назий, выступает инициатором и организатором от-крытия Мо¬сковского университета. По его проектам были открыты пер-вые русские гимназии. Им были разработаны основы содержания рос-сийского образования, написаны школьные учебники. Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она при-влекла к организации образования многих крупных гуманитариев евро-пейской культуры, а также видных деятелей России. Среди них были И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Первый организовал ряд специальных учебно-воспитательных учреждений, а под руководством другого созда¬вались народные училища (малые и большие). В Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа всех видов школ. В этот пе-риод были созданы основы системы российско¬го образования от народ-ных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии, сформированы его идеология и содержание. Вместе с тем образование во многом оказалось от¬чужденным от традиционной российской, преж-де всего право¬славной культуры, что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственно-духовной облас-ти.

Середина XIX — XX вв. — время коренных реформ всех сфер Рос-сии, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образова¬ния, создана массовая народная школа, получила развитие си¬стема массового женского образования, профессионального и высшего.

Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, веду¬щей тен-денцией становится тенденция к созданию единой и на¬циональной шко-лы. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы министра П.Н. Игнатьева. Еще дальше в этом направ¬лении пошло временное прави-тельство. В постановлениях, ре¬шениях, практических разработках пред-полагалось создать единую, с учетом разных условий и модификаций, систему образования. В эти годы сложилось достаточно мощное обще-ственное движение, которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования.

Советская власть провозгласила всеобщее право на образо¬вание, что объективно требовало строительства единой, общеоб¬разовательной, трудовой и политехнической школы. В совет¬ский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных госу¬дарств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа.

Становление и развитие российского образования сопро¬вождается формированием и эволюцией педагогического сознания.

Российское народное педагогическое сознание выработало образ и систему воспитания человека от рождения до совершен¬нолетия. Оно сформировало цели-образы (мужчина — работник, защитник, муж, отец и т.д.; женщина — жена, мать, хозяйка) целый мир содержания, форм и методов воспитания.

Русское нормативное педагогическое сознание – это уникальное и практически неосмысленное в мировой и отечественной педагогике яв-ление. Оно представлено многочисленными поучениями – от «Поуче-ния» Владимира Мономаха и «Домостроя» до сочинений Максима Гре-ка и завещаний своим детям В.Н. Татищева и И.Т. Посошкова; дидакти-ческими сборниками, «сборниками народной мудрости» (наиболее из-вестны Изборник 1076 г., «Пчела», «Златоструй», «Златоуст», «Изма-рагд», «Палея» и др.), религиозными текстами, куда относятся такие произведения как «Шестоднев» и «Великие Минеи Четии» Митрополи-та Макария, проповедями, начиная со «Слова о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, многочисленными житиями святых; историче-скими текстами, включая «Повесть временных лет" и Хронографы, бо-гатой древнерусской художественной литературой.

С середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием западноев-ропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ло-моносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период рассвета русского Просвещения этот тип педагогиче-ского сознания представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пиро-гова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей.

Российская педагогика этого периода — одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагоги¬ческого сознания, но и соз-дали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведе-ниям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы принцип народности воспитания, приоритет воспитания в образовании, личност-ный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

Теоретическое педагогическое сознание в России на рубеже XX в. представлено реформаторской педагогикой. В ее активе обоснование и развитие новых направлений психолого-педагогических наук: возрас-тной психологии, эксперименталь¬ной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и технологий обучения в них, научно-методическое обеспечение его учебно-воспитательного образовательно-го процесса др.

Таким образом, сравнивая этапы развития западноевропейского об-разования, мы можем констатировать как общие моменты в их разви-тии, например, в первый период развития и в Новое время, так и суще-ственные их расхождения, особенно в эпоху позднего средневековья.

Глава 2. Особенности культурно-исторического раз-вития России и организации школьного образования

Понимание русского воспитания, образования и педагогического сознания – одна из наиболее острых и сложных педагогических проблем мировой педагогики. Эта сложность объясняется целым рядом причин.

Во-первых, объективной трудностью самих исследований исто-рии, особенно ее целостного изучения и понимания.

Во-вторых, тем, что на изучение истории накладывают свой отпе-чаток господствующие в науке (и шире — в обще¬ственном сознании) концепции, парадигмы, идеи, взгляды, установки, зачастую мешающие адекватному пониманию явле¬ний. Достаточно сказать, что едва ли не до Великой Отечественной воины господствовали представления о низком культурном состоянии Руси, которое своими реформами стал пре¬одолевать только Петр I. Те же представления были и об образовании. В подтверждение этих слов достаточно сослаться на одного из самых из-вестных историков педагогики России конца ХIХ — начала XX вв. П.Ф. Каптерева, весь труд которого служит, кажется, только одной идее, до-казать, что никакого се¬рьезного образования и педагогики в России вплоть до конца ХIХ в. не было, более того никакого воспитания и обра-зования русский народ самостоятельно создать не мог, а потому «будучи не в состоянии создать самостоятельную систему воспитания, русский народ, естественно, заимствовал то, что ему было более по сердцу, отве-чало складу его жизни, его привычкам и взглядам" [55, 1]. Поэтому рус-ский народ и заимствовал ветхозаветную систему воспитания. И даже там, где факты говорят о высоком образовании Древней Руси

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»