Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


Руси, П.Ф. Кап-терев доказывает, что это были случайные явления: «Откуда взялись у нас такие просвещенные и талантливые писатели и деятели, как препо-добный Нестор, Митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и др.? Мы не знаем, чтобы они прошли какую-либо хорошую и серьезную школу; может быть, им пришлось столкнуться с какими-либо образованными людьми, например, греками. Но несомненно одно: они были начетчиками, самобразовавшимися личностями, много читавшими и думавшими» [53,48].

Объяснить такое предвзятое отношение к древности можно, пре-одолев широкую установку исторической науки, даже скорее широкого общественного мнения, и, прежде всего западноевропейского, на сред-ние века как на «сплошную черную ночь».

Только с конца XIX в. начинается реабилитация средних веков, приходит понимание, что это была иная культура, неже¬ли культура Воз-рождения и Просвещения.

В России же понимание и сознание того, что Древняя Русь, осо-бенно первых веков христианства, была великим куль¬турным государст-вом приходит только после войны благодаря трудам Б.Д. Грекова [28], М.Н. Громова [29], Д.С. Лихачева [63, 64, 65], Б.А. Рыбакова [88], Б.В. Сапунова [91], В.Л. Янина [106, 107] и др.

Разумеется, исследования такой ориентации в России были всегда, достаточно просто указать на громадную работу конца XIX — начала XX вв. по изданию древних русских рукописей. Благодаря их трудам был описан богатейший мир культуры Древней Руси.

После же войны и прежде всего благодаря трудам С.Д. Бабишина [9,10], Б.Г. Сапунова [91], Р.А. Симонова [93, 93, 96] и др. происходит восстановление подлинной картины древнерусского образования и педа-гогики. (В этой связи надо указать и на исследования дореволюционных ученых И.А. Лавровского [66] и С.И. Миропольского [69], впервые ука-завших на достаточно развитое образование в Киевской Руси.)

В-третьих, и, может быть, самая главная причина — это то колос-сальное воздействие, которое на наше общественное созна¬ние оказал из-вестный спор - противостояние западников и сла¬вянофилов. Суть первой позиции очень четко определил, П.Я. Чаадаев, когда писал: «Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна вели¬кая истина не была выдвинута из нашей среды; мы не дали себе труда ничего создать в области воображения, и из того, что соз¬дано воображе-нием других, мы заимствовали одну лишь обман¬чивую внешность и бесполезную роскошь». [103, 11].

Отсюда уже логически следовало пренебрежение своей культурой и историей, и напротив, преклонение перед культурой других, прежде всего западноевропейских народов, и как следствие — требование все делать, или, во всяком случае, по¬нимать, оценивать по иностранным меркам, не задумываясь об их истине, их применимости к нашим усло-виям.

Вторая позиция, теоретически оформившаяся в трудах А.С. Хомя-кова [102], а затем Н.Я. Данилевского [43], напротив, исходила из при-знания превосходства российского пути разви¬тия над западноевропей-ским.

Конечно, эти позиции только теоретически оформились в трудах указанных мыслителей, но фактически подобные взгля¬ды встречаются и раньше, и особенно в XVIII в. И заметим, что эти идеи оказывали нема-лое влияние на практику воспитания, когда, с одной стороны, создава-лись формы воспитания и уч¬реждения исключительно на западноевро-пейский манер, а с другой стороны, мощным было движение, направ-ленное на со¬хранение воспитания как оно есть, и даже не возврат его к предшествующим формам. При всем кажущемся различии этих концеп-ций и взглядов, они в общем схожи в одном — реши¬тельным неприяти-ем существующей действительности, в попытке коренным образом из-менить ее. И только в средствах они расходятся: первые за образец берут Западную Европу, вторые – прошлое России. И по большому счету трудно даже решить, какая позиция вреднее, потому что воспитание, общество равно нельзя вернуть в прошлое или заставить жить по зако-нам, для этого общества не свойственных, подобно тому, как один организм не может функционировать по законам другого. Тем не менее, эти идеи в громадной степени определяют наше педагогическое и общественное сознание.

Самое же важное, что до сих пор в нашем общественном и педаго-гическом сознании по-настоящему не представлена концепция А.С. Пушкина, продолженная целой плеядой великих писателей России, пре-жде всего Ф.М. Достоевским, а из педагогов К.Д. Ушинским. А.С. Пуш-кин представляет Россию великой страной и в прошлом, и в настоящем, имеющей, как и все госу¬дарства, свои недостатки, может быть, и очень большие. И, не¬смотря на них, он принимал существующую Россию и любил ее, и служил ей. А.С. Пушкин пишет: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздража¬ют, как че-ловек с предрассудками — я оскорблен, — но кля¬нусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую ис-торию, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». [82, 29]

Поэтому главное требование этих деятелей состояло не в уничто-жении современного состояния общества (образования) в угоду запад-ническим или прошлым отечественным образцам, а во всемерном разви-тии реально существующего общества, реально существующего образо-вания в соответствии с исторически сложившимися и действующими за-кономерностями, укладом, нормами и законами.

Думается, что если бы позиция А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского и многих других деятелей восторжествовала в широком общественном сознании России XIX — XX вв., России удалось бы из-бежать многих великих бед. И, безусловно, это дало бы возможность бо-лее правильного и взвешенного понимания нашей истории, истории на-шего образования и педагогической мысли.

Культура, образование и воспитание представляют сложное, исто-рически развивающиеся явление. Их развитие до XV в. описывается в частности в работах: 105, 10, 29, 36, 53, 88, 91, 92,102 и др.

Историю образования в России принято, и это во многом правиль-но, отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для появления его сложились на Руси гораздо раньше, в предшество-вавшие века. Рост населения и усложнение земледельческого труда, обо-собление ремесленного труда и появление отдельных ремесленных по-селений, а затем укрепленных городов; формирование первых начал го-сударства; появление специальных военных формирований, переход от матриархальных к патриархальным семейным отношениям, — все эти перемены привели к услож¬нению процесса воспитания, появлению его новых форм. Так с появлением патриархальной семьи значительно со-кратилась доля общественного воспитания, — главные воспитательные функции взяла на себя семья.

Воспитание земледельцев и ремесленников осуществлялось в ос-новном в семьях посредством участия в трудовом процессе. Если ребе-нок из иной семьи должен был освоить профессию ре¬месленника, то он переходил жить в его семью.

В этот период складывается специальное воспитание воинов, ко-торое начиналось с двенадцати лет в военных поселени¬ях.

Достаточно сложным было воспитание жрецов, поскольку они должны были владеть большим объемом знаний о природе, богах и человеке. Вполне возможно, что они владели рунической письменностью («рус-скими письменами»), получившей название «черт и резов».

С VII в. у славян начинает складываться на основе греческого алфавита славянская письменность, получившая название протокирилицы.

Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создают славянскую пись-менность и переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Их миссионерская деятель¬ность и деятельность их последовате-лей способствовала широкой христианизации славянского населения. Вместе с ним шло распространение новой грамоты и культуры. И види-мо еще до официального принятия христианства кириллица стала ос-новным алфавитом Руси, вытеснив другие алфавиты, в том числе и пер-воначальные славянские письмена [см.: 97]. Все эти факторы привели к появлению специального обучения на Руси еще до принятия ею христи-анства.

Принятие христианства в 988 году стало точкой отсчета фунда-ментальных изменений всех сторон жизни Древней Руси, в том числе его воспитания и образования.

Огромные перемены происходят в духовной и культурной жизни Древней Руси. Прежде всего, Русь включалась в культурный мир наибо-лее передовых государств этого времени и прошлого: «Сложение своей системы письма и достаточно гибкого и развитого древнерусского лите-ратурного языка предоставили Руси возможность получить из Византии и других стран Центральной и Западной Европы, а также Балканского полуострова и Ближнего Востока огромную сумму информации по раз-личным областям знаний раннего средневековья — богословию, натур-философии, космогонии, зоологии, астрономии, истории (хронографы), праву, этнографии. Через культуру Византии Русь приобщалась к вечно живому источнику цивилизации Эллады и Древнего Рима». [91,36].

Однако уже в первые десятилетия Русь не только смогла освоить эти духовные богатства человечества, но и создать свои собственные творения, и поныне поражающие своим совершенством. Б.В. Сапунов пишет: «Если рассматривать русскую культуру XI века во всем ее объе-ме, и особенно духовную культуру, то невольно возникает чувство глу-бокого удивления и восхищения перед темпами и широтой ее распро-странения. За какие-нибудь 50-70 лет после крещения Руси страна смог-ла выдвинуть целую плеяду блестящих писателей, философов». [36,56]

Существенные перемены с принятием христианства произошли во всем строе русского воспитания, появились его новые формы.

С этого периода одной из ведущих форм воспитания стано¬вится религиозно-христианское

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»