Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


религиозно-христианское воспитание, которое в одинаковой мере воз-действовало на все слои общества.

Государственное воспитание обрело более определенные черты. Оно было направлено на формирование единства русско¬го народа, за-щиты своего государства и т.д.

Произошли перемены и в семейном воспитании. Благодаря хри-стианству стали гуманизироваться отношения в семьях. Уже при Яро-славе был принят Устав, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

С принятием христианства образование начинает не просто развиваться быстрыми темпами, но в это время складывается в определенной мере целостная система образования. Она вклю¬чает в себя начальные школы, школы, дающие более высокий уровень образования – княжеские и мо-настырские школы, и «высшие» школы.

Начальные школы открывались при церквях. С XII в. на Руси на-чинают работать мастера грамоты, которые обучают вне церкви. С XII века, а возможно и раньше, начинается широкое обучение грамоте жен-щин. Образование давали как дома, так и в монастырях. Девочек учили чтению, письму, счету, пению, а также рукоделию. Некоторые женщины этого времени известны своей большой образованностью: они знали иностранные языки, риторику, философию.

С этого же времени на Руси стали появляться первые дома для си-рот-малюток — "божедомки" [10,12].

Помимо школ, где давали обучение грамоте, существовали школы, дающее более высокое образование, - «книжное учение». По-видимому, основная масса городских образованных людей и священников готови-лась именно в этих школах. Если предположить, что деятельность свя-щенников, служащих, переписчиков книг требовала более высокого об-разования, нежели простого знания грамоты, то можно утверждать, что такие школы существовали во многих городах Древней Руси.

Наконец, серьезно обосновано мнение Б.В. Сапунова о том, что при Софийском Соборе во времена Ярослава Мудрого существовала академия. Он пишет: «Система культурного строительства в первой по-ловине XI в. была бы не законченной, если бы она не включала высшее звено — средневековую академию... Ярослав Мудрый учредил при Со-фийском Соборе особую переводческую коллегию и скрипторий, где ра-ботали русские и греки. Плоды их деятельности в более поздних списках сохранились до наших дней. Кроме переводческой деятельности в этой академии велись летописи, составлялись ораторские произведения, жи-тия святых и князей. Можно предположить, что академия, сложившаяся при великокняжеском дворе в Киеве, функционировала как некая более или менее организованная структура, обладавшая квалифицированными кадрами, способными решать поставленные перед ними сложные зада-чи» [91, 46, 47].

Видимо, высокий уровень образования давался и в крупных мона-стырях, прежде всего в Киево-Печерском монастыре. Эта «знаменитая обитель, ставшая уже в XI веке центром летописания, книжности, про-свещения, своеобразной Академией и Университетом Древней Руси. Распространение печерских монастырей на Руси от Пскова до Нижнего Новгорода – не случайность, а закономерное следствие авторитета пер-вой печерской обители в Киеве" [45, 2]. Здесь получали не только выс-шее образование, «в Киево-Печерском монастыре образование в рамках богословской программы подымалось до уровня высших духовных учебных заведений Византии» [10, 14], поэтому — из монастыря только за XI — XII вв. вышло более 50 епископов, а до середины XIII в. — бо-лее 80, но и готовили иконописцев (художников), архитекторов, врачей, летописцев (историков).

Кроме того, в этот период просветительскую деятельность осуще-ствляли крупные библиотеки. «Крупные библиотеки, сложившиеся при академии Ярослава Мудрого в стенах Киево-Печерского монастыря, Новгородского Софийского собора и в других крупных монастырях, со-борах, княжеских резиденциях были базой относительно широкой про-светительской и школьной деятельности» [91, 47].

Таким образом, в сравнительно короткий срок Русь добилась не только значительных успехов в развитии многих сфер культуры, но и стала вы-сокообразованной (по масштабам того времени) страной, в которой сло-жилась в определенной мере целостная система образования. Такие объ-емы культурного строительства безусловно требовали сознательной и долговременной государственной политики. «Для осуществления столь грандиозного мероприятия в столь сжатые сроки нужна была единая общегосударственная политика в вопросах планирования и проведения в жизнь более или менее последовательной программы развития просве-щения... Конечно, не следует модерни¬зировать события и приписывать государственным деятелям конца Х — начала XI в. современные стан-дарты. Автор никоим образом не собирается утверждать, что у Влади-мира I Святославича и Ярослава Мудрого была детально разработанная и как-то письменно оформленная программа действий. Но то обстоя-тельство, что культурное строительство проходило последовательно и систематически, — вне всякого сомнения» [91, 44].

В принципе, это утверждение не должно казаться неправ¬доподобным, если вспомнить эпоху Каролингского Возрождения, когда благодаря деятельности Карла и Алкуина образование получило устой-чивое и даже динамическое развитие. Ана¬логичные причины — полити-ческие и религиозные: государству и церкви требовались образованные и высокообразованные люди - вызвали бурное развитие русского обра-зования в первой половине XI в.

Распад единого централизованного Киевского государства не остановил процесса развития и расширения образования. XII в. - первая половина XIII в. характеризуется следующими тенденциями: «а) распространение киевских и новгородских школьных традиций на ближние и дальние го-рода; б) усиление заботы купеческих и ремесленных объединений о школах грамоты; в) возникновение в центрах княжеских школ повы-шенного типа» [10, 17]. Потребность в последних была, поскольку именно из них выходили люди, чья деятельность требовала более высо-кого образования: переводчики, деятели литературы, искусства, права. В этой связи достаточно истинным выглядит предположение С.Д. Баби-шина «о существовании школ в 87 древнерусских городах, а не 4 — 5, как это утверждается в учебниках по истории педагогики. Полученные данные имеют серьезный недостаток, так как они не позволяют устано-вить количество школ в том или ином городе, например, в Новгороде, Киеве, Смоленске, где они, видимо, исчислялись десятками, лишают возможности представить полную картину сети школ XI – первой поло-вины XII вв., хотя вполне позволяют сделать первый шаг в этом направ-лении [10, 18-19].

В целом же функционирование всех типов школ, всех форм обу-чения позволяло иметь достаточно большое количество образованных людей в это время. Так Б.В. Сапунов полагает, что можно «определить нижнюю границу прослойки грамотных людей в Новгороде XII – начале XII вв.: не менее 5% от всего населения или не менее 10% от населения взрослого. Верхнюю границу пока установить затруднительно. Такой же процент грамотных людей должен был существовать и в других наибо-лее крупных городах Древней Руси» [92, 54].

Тяжелейшие последствия для русского образования и воспитания имело монгольское нашествие. Резко сократилось число школ, исчезли государственные школы. Произошло падение духовного и нравственно-го уровня.

Более высокий уровень образования и культуры в это время был в Новгороде. Во-первых, потому что он сохранил свою свободу, прежние формы культуры и образования; во-вторых, потому что был торговым городом – республикой, и это требовало определенного уровня образо-вания.

С XIV в. начинается социально-экономический и духовный подъ-ем Руси. Постепенно идет собирание русских земель вокруг Москвы; укрепляется политическая мощь державы. Растут го¬рода, создаются но-вые творения в культуре, многие из которых представляют выдающееся явление. Поэтому не случайно, что это время получило название «рус-ского предвозрождения». Важно отметить и то, что в качестве базовой культуры в это время выбирается своя, национальная культура, культура первых веков христианства на Руси, а не древняя культура Греции и Ри-ма. Д.С. Лихачев в этой связи пишет: «Знаменательно, что в поисках опоры для своего культурного возрождения русские, как и другие наи-более передовые народы Европы обращаются к древности, но к древно-сти не классической (Греция, Рим), а к своей, национальной. К концу XIV – началу XV века, в связи с борьбой Руси за свою самостоятель-ность, во всех областях русской культуры возникает интерес к эпохе бы-лой независимости. Этот повышенный интерес к «своей античности» – к старому Киеву, к старому Владимиру, к старому Новгороду отразился в усиленной работе исторической мысли, в составлении многочисленных и обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объектив-ном внимании к произведениям XI – начала XII вв.: к «Слову о Законе и Благодати киевского митрополита Илариона», «Повести временных лет», к «Слову о полку Игореве", к «Киево-Печерскому патерику» и т.д. Идеи обращения к времени национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и в Живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. В этом убеждает русский былевой эпос, где эти идеи сказались в полной мере» [65, 9-10].

Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей, особенно московских. Как центры книжности известны многие монастыри, особенно на Севере.

Однако, видимо самым главным историческим событием этого пе-риода стало духовное возрождение русского народа, ко¬торым он в пер-вую очередь обязан православной церкви. Этот период связан с именами многих выдающихся деятелей право¬славной церкви, но центральной фи-гурой по праву считается Сергий Радонежский, ставший олицетворени-ем русского характера.

Духовное возрождение позволило восстановить душу рус¬ского че-ловека, укрепить и поднять дух народа, упрочить нрав¬ственные основы общества, что служило

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»