Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


служило преображению семьи. «В XIV — XV вв. посте-пенно складывается семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высоким нравственным авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотах XIV и XV веках» [65, 51].

Все эти перемены прямо сказались на русском образовании и вос-питании. Начинает расширяться число грамотных, растет число образо-ванных и высокообразованных людей - имена некоторых из них сохра-нились в русской истории и поныне: книжник Дорофей, Павел Высоц-кий, Митрополит Алексий. Д.С. Лихачев в этой связи замечает: «Лишь во второй половине XIV в., когда русские города постепенно оправля-ются от ударов кочевых орд, начинается необычно быстрый рост рус-ской образованности» [15].

Самые же важные перемены произошли в воспитании, которое предполагало в себе православие, духовное, семейное и коллективное, нравственное и трудовое начало. В этот же пери¬од происходит упроче-ние сложившегося еще в период становле¬ния русского образования, убеждения, что воспитание является основой и целью образования, даже обучение элементарной грамотности должно служить целям воспита-ния: православного, духовного, нравственного.

Таким образом, во второй половине XIV — первой половине XV вв., благодаря деятельности многих выдающихся людей Руси и, прежде всего Сергия Радонежского, развивается образование, строившееся на фундаменте православия, духовности, нравственности, соборности.

В XVI в. потребности в развитии образования значительно возрас-тают.

В этот период быстрыми темпами развивается первоначальное обучение, которое дают монастырские и церковные школы. В деле рас-пространения элементарной грамотности среди посадского и крестьян-ского населения большое значение имела деятельность мастеров гра

моты. По подсчетам А.И. Соболевского, в XVI — начале XVII вв. грамотными были почти все представители белого духовенства, среди дворян было 50% грамотных, «между московскими торговыми людьми XV — XVII веков грамотность была обычным явлением» [95, 4], среди посадского населения — не менее 20, среди крестьян не менее 15 [95, 5-8].

Огромное значение для дальнейшего развития грамотности и об-разования в России имело книгопечатание, появление первых печатных книг и создание печатных азбук.

Потребность создания более высоких форм образования осознает-ся многими государственными и церковным деятелями. Так известно послание Архиепископа Новгородского Геннадия Митрополиту Симону. Решение об открытии училищ в Русском государстве было принято Сто-главым Собором. Борис Годунов намеревался открыть в Москве универ-ситет. Однако создать более высокое образование на Руси в этот период не удалось. Вместе с тем некоторые в этот период получают широкое образование. Известно, что многие деятели, в том числе и госу¬дарственные, были высокообразованными, и даже всесторонне образо-ванными людьми: Иван Грозный, Андрей Курбский, Борис Годунов и др.

Существенные перемены в образование внес XVII век. В этот пе-риод существенно возросли и социокультурные потреб¬ности страны в образовании и образованных людях. Особенно остро нуждались в высо-кообразованных людях государство и церковь.

Во-первых, достаточно быстро шло развитие грамотности. Эле-ментарные школы открывались как в городах, так и в селах. К концу ве-ка не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горо-жане были грамотны. Так в Мещанской слободе Москвы в 70-е гг. было 40% грамотных, а в 90-е — более 50%. Возрастает грамотность среди свободных крестьян, но падает среди крепостных. Быстро развивается книгопечатание, растет спрос на учебную книгу, так во второй половине века только Московский печатный двор выпустил 300 т. букварей. Из-вестны буквари К. Истомина, Ф. Бурцева, С. Полоцкого.

Во-вторых, идет создание школ, дающих более высокое об¬разование. Они создаются при приказах: Посольском, Аптекар¬ском, Раз-рядном, Поместном, Пушкарском, Оружейной палате. В 1632 г. откры-вается правительственная школа; в 1649 г. на государственном дворе — греко-латинская школа, в ней препо¬давал Арсений Грек. В 1648 г. созда-ется школа в Спасском мо¬настыре. В 1679 г. была открыта Славяно-греко-латинская ака¬демия. Значительная роль в ее создании принадле-жит С. Медведеву. Основными преподавателями в ней стали Ионикий и Софроний Лихуды.

Таким образом, XVII в. стал временем устойчивого роста и рас-пространения грамотности в России, временем создания школ, дающих более высокое общее и профессиональное образо¬вание. Хотя в работе школ не было преемственности, но сама устойчивая тенденция их от-крытия свидетельствовала о настоя¬тельной потребности России в более высоком образовании. Большой вклад в развитие образования вносили российские ца¬ри, особенно Алексей Михайлович, государственные дея-тели и деятели образования: Ф. Ртищев, Е. Славинецкий, С. Полоцкий, С. Медведев, К. Истомин и др.

Точкой отсчета современного образования стал для России XVII век. Фундамент его заложили реформы Петра, которые носили не только политический, но и глубоко просветительский характер. Символично, что Петр I всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра в развитие обще-го просвещения, начиная с создания первой русской газеты и кончая от-крытием Кунсткамеры.

С Петра начинают складываться основы современной школы. По его указанию с 1714 года в России открываются цифирные училища. Открываются другие начальные школы. В начале века было создано че-тыре новых типа начальной школы: цифирные школы, «русские» адми-ралтейские школы и гарнизонные школы [см.: 22], «русские школы» при горных заводах Урала.

С именем Петра I уместно связать судьбу средней и высшей шко-лы России. По его указаниям или с согласия была открыта школа мате-матических наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие во-енные школы, иноязычные школы. В 1701 году по прямому указанию Петра I Яворским была реформирована Славяно-греко-латинская акаде-мия, ставшая современным учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. В 1725 году была открыта Петербургская Акаде-мия наук с университетом и гимназией. Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и образования в России.

Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли ближайшие сподвижники Петра I — Ф. Прокопович и В.Н. Та-тищев. Первый реформировал систему церковного образования, им же была открыта школа для бед¬ных детей и сирот, написана азбука, а вто-рой открывал горнозаводские школы на Урале. В своих трудах он вы-ступал активным сторонником развития просвещения в России, доказы-вая его большую роль в судьбе России и каждого человека.

Таким образом, реформы Петра I заложили основы современной школы, современного образования. Вместе с тем, реформы Петра несли в себе и целый ряд недостатков. Так форсированное развитие образования при-водило к тому, что общество не успевало за ним. А потому, открыв шко-лы, приходилось насильно набирать в них учеников, открыв Академию и университет, пришлось завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для университета. Усиление государственности и крепо-стной зависимости привели к тому, что образование все меньше стано-вилось потребностью широких слоев населения, а потому уровень гра-мотности в России в XVIII в. упал по срав¬нению с предшествующим ве-ком. Вообще зависимость русского образования от государства была на-столько сильна, что до середины XIX века русский человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в. фактиче-ски была государственной службой). Казенный характер школы по¬рождал и жесткий характер отношений в школах, ннтернатный тип ряда учебно-воспитательных учреждений лишал детей семейного воспита-ния. К тому же реформы Петра едва ли не до середины XIX в. исключа-ли участие общественности в делах образования. Все это определило то, что новое образование приживалось с большим трудом на русской поч-ве. Примечательно, что университет так и не стал нормально функцио-нировать в Петербурге в XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломо-носова, но прижился в Москве, где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия. Конечно, надо иметь в виду, что все это объясняется исторической ситуацией, в которой оказалась Россия, когда ей пришлось срочно догонять передовые страны Европы, а поэто-му приходилось действовать сверху и быстро.

После смерти Петра идет реформирование учебных заведений, за-ложенных им, открытие и совершенствование работы дворянских и цер-ковных учебных заведений, создание частных учебных заведений.

Заметных успехов достигло русское образование в середине XVIII века. И связаны они, безусловно, с именем и деятельностью гениального русского просветителя М.В. Ломоносова (1711 — 1766). Фактически его деятельность и роль в судьбе русского образования сопоставима только с ролью Петра. Если Петр заложил фундамент современного образования в России, то Ломоносов стал основоположником отечественного (нацио-нального) образования, потому что национальное образование начинается с национальной культуры, причем культуры, освоенной образованием. Ло-моносов стал основоположником российской науки и многих областей оте-чественной культуры, благодаря ему наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой. Тем самым он подготовил почву для раз-вития отечественного образования.

И он же выступил инициатором и создателем националь¬ного образо-вания [см.: 61, его просветительская деятельность отражена в работах 26, 56 и др.]. М. В. Ломоносов совершенствовал работу Петербургской Акаде-мии наук, которая была не только важным центром науки, но и важным центром просвещения; совершенствовал работу Петербургского универси-тета при Академии наук, ставшего рассадником русской

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»