Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


русской культуры; сыграл главную роль в открытии Московского университета.

М.В. Ломоносовым и по его проектам были открыты первые жизнен-ные русские гимназии — со временем они стали главной формой подготов-ки к университету. Он же разработал уставы гимназий и университета.

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова нашла свое продолжение в работе многих его соратников и учеников.

Важнейшим событием для нашего образования стало правление Екатерины II, которая знала педагогику, хорошо разбиралась в вопросах образования и воспитания. Коротко ее роль в развитии русского воспи-тания и образования — если брать ее педагогическое наследие от ее ука-зов до ее литературных сочи¬нений — можно представить так: выдвиже-ние вопросов воспи¬тания и просвещения на первое место в обществен-ном (по край¬ней мере, официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания — воспитание гражданина и человека, воспитание русского человека на основе отечественной культуры, традиций русско-го воспитания и образования (пьесы Екатерины, высмеи¬вающие слепое копирование заграничной культуры); забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и Академии наук до народ-ных училищ. При этом все начинания и преобразования в этой сфере проходили либо под ее руковод¬ством, либо при ее согласии. И именно она привлекла к рефор¬мированию образования многих выдающихся лю-дей Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

И.И. Бецкой (1704—1795). Подготовил доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» [18], который в 1764 году получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформули-ровал новую идеологию русского Просвещения — воспитание «новой породы людей», согласно которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать правильное воспитание детей, кото-рые затем смогут правильно воспитывать детей.

В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус [19], создает Смольный институт благородных девиц, положив-ший начало созданию аналогичных женских учебно-воспитательных за-ведений в России. Бецкой открывает сиротские учреждения, училище при Академии художеств и Коммерческое училище, усовершенствовал работу ряда других учебных заведений.

Ф.И. Янкович (1744 — 1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава народным училищам в Российской импе¬рии», в соответствии с которым в России создавались малые и главные народные училища с двух-пяти - летним сроком обучения. Малые училища давали элемен-тарное образование, глав¬ные — более широкое чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика, география, грамматика и т.д. В 1782 году Янковичем было открыто Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для народных училищ.

В конце XVIII века в России было открыто 315 народных училищ, в которых училось около 20 тыс. человек.

Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот период сыграл Н.И. Новиков (1744 — 1818), который попытался организовать народное просвещение незави¬симо от государства, избрав основным средством для этого пе¬чать. Он издавал детские журналы, га-зеты (благодаря его ста¬раниям резко возросла роль газеты в обществен-ной жизни России), просветительскую литературу, учебники для народ-ных школ. В Петербурге, на пожертвованные деньги, им были открыты училища для народа. [О его деятельности см. 101].

Начало XIX в. стало временем проведения крупных ре¬форм в об-разовании. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, ко-торое приступило к разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав учебных заведений, подведомственных универси-тетам», который определил строение и функционирование российского образования.

По Уставу в России установилась единая система образования, к сожалению, это законодательное решение было отменено через год. Страна была разбита на шесть учебных округов по числу университетов, в их подчинение переходили все учебные заведения, подведомственные Министерству народного просве¬щения. Согласно этому уставу в России устанавливалось четыре типа школ: приходские, уездные училища, гим-назии и университеты.

Первые годы XIX в. известны быстрым ростом числа всех учеб-ных заведений. В это время открывались принципиально новые учебные заведения, в том числе и знаменитый лицей в Царском Селе.

После Отечественной Войны 1812 года в образовании начинается усиливаться консерватизм, особенно во второй четверти XIX века с при-нятием Устава 1828 года, который еще более жестко изолировал разные ступени образования друг от друга, жестко связав их с определенными сословиями. Однако в это время наблюдается рост числа разных школ. Наиболее видную роль в организации начальных школ сыграл В.Ф. Одоевский (1804-1869) [79]. В этот же период открываются разные про-фессиональные школы: сельскохозяйственные, технические, коммерче-ские, в том числе и высшие, например, технологический институт, ин-ститут гражданских инженеров и др.

Таким образом, в XVIII — середине XIX в. в России сформировалась идеология и философия нового образования; утвердилось понимание в широком общественном сознании важности научного образования в судьбе государства и каждого человека, по существу, сложилась опреде-ленная система образования, состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений, начиная с малых народных училищ, а за-тем приходских, и кончая университетом и Академией. Вместе с тем но-вое образование (и воспитание) во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной культуры, что нередко вело к пренебрежению отечественной культурой, отчуждению образованных и необразованных людей и даже к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной области.

Середина XIX в. — время коренных реформ всех сфер жизни России, в том числе и образования. Несколько лет после 1855 г. вопросы образо-вания находились в центре внимания общества и государства. Результа-том широкого обсуждения стала серия Уставов, принятых в 60-е гг., ко-торые определили дальнейшее развитие школы России. В эти же годы сложилось мощное общественно-педагогическое движение, которое, не-смотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую в судьбе образования России.

В образовании эти перемены выражались в быстрых темпах появ-ления разных школ, от начальных до высших, появлении массовых форм такого образования, как народное, женское.

Начальная школа. Создаются разные типы начальных школ — в начале XX в. их было в России до 60-ти. Главными становятся государ-ственные, земские и церковно-приходские школы. В 1912 г. в России учреждаются высшие народные школы с 3-х летним сроком обучения. С 70-х гг. XIX в. стали открываться учительские семинарии.

Средняя школа. В 60-е годы в России не только совершенствуется классическая гимназия, но и создается реальная школа, хотя она и не по-лучает прав классической, реформируются средние школы разных ве-домств, духовного и т.д.

60-е гг. стали временем создания новой системы женского образо-вания. Ранее существовавшие, как светские, так и духовные женские за-ведения, целиком реформируются, наиболее яркий пример – Смольный институт. Создается новый тип женского учебного заведения – женская гимназия. Первую женскую гимназию в России в 1856 году в Петербур-ге открыл В.И. Вышнеградский.

Особенно плодотворным в развитии средней школы России было начало XX века. В этот период в стране функционировали самые раз-личные школы: государственные — гимназии, ком¬мерческие училища, военные школы (кадетские корпуса) и т.д.; общественные — реальные гимназии, женские гимназии и т.д.; частные – гимназии, особенно жен-ские, школы, училища. И практически все эти школы дают высокий уровень образования.

В 60-е годы продолжается рост разных профессиональных учебных за-ведений, в том числе и высших.

Заметный подъем в этот период переживали национальные школы во всех районах России.

Высшая школа. В результате реформ 60-х гг. увеличиваются рас-ходы на высшую школу, возросло число университетов и институтов. Университеты получили автономию. Серьезные изменения претерпело содержание образования. В целом высшее образование развивалось дос-таточно быстрыми темпами, особенно в начале XX в. По своему качест-ву оно соответствовало высшим мировым достижениям. В ней работают десятки ученых с мировыми именами.

В целом, несмотря на разнообразие школ, основной тенденцией в образовании становилась тенденция создания единой национальной сис-темы образования. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы образования министра П.Н. Игнатьева, который предполагал мягкий ва-риант единой школы. (Деятельность Игнатьева на посту министра пора-зительна: несмотря на военное время, наблюдается быстрый рост числа всех видов школ, переход к массовому осуществлению всеобщего на-родного образования, осуществлялось сочетание усилий государства и общества в делах образования, был подготовлен целый ряд новых учеб-ных планов, учебных пособий.)

В этот период сложилось достаточно мощное общественное дви-жение, которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования.

Конец XIX – начало XX вв. были временем, с одной стороны, рас-цвета российского образования, а с другой, - временем его больших по-трясений. О неблагополучии в образовании свидетельствует уже то, что за этот период сменилось более 10, министров просвещения, причем не-редко новый министр проводил политику прямо противоположную сво-ему предшественнику, что лихорадило всю систему образования.

Таким образом, время с середины XIX в. по начало XX в. стало временем быстрого и качественного развития

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»