Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


счет», индивидуально-групповая форма обучения и свои особен¬ные, объясняющиеся тем, что обучение шло на старославянском языке, учителя относились к учени-кам с любовью, по-отечески.

Важные перемены в содержании образования стали проис¬ходить со второй половины XIV века.

В принципе, содержание само по себе в этот период не претерпело значительных перемен. В начальной школе обучали чтению, читали Ча-сослов, Псалтырь, Апостол, другие религиозные книги. В некоторых школах преподавали основы грамматики и некоторые другие предметы.

Более высокое образование давалось, видимо, не в школах, а в об-щении с высокообразованными людьми. Самое же важное, что про-изошло в этот период, — выдвижение в образовании на первое место духовно-нравственных ценностей, которые можно выразить такими по-нятиями, как боголюбие, человеколюбие, родинолюбие и др., т.е. обра-зование, его содержание в первую очередь стали служить целям воспи¬тания человека, а не только его интеллектуальному развитию.

XVII в. правомерно считать своего рода «предысторией» перемен в содержании образования, которые произошли в XVIII веке.

В этот период значительно расширилось содержание образования. В широкое обращение входят такие предметы, как древнегреческий, ла-тинский, польский языки, грамматика, риторика и диалектика, богосло-вие, история, география, математика.

В это же время в само образование, в жизнь школы прочно входят учебники. В XVII в. появляются широко известные и до¬статочно совер-шенные в дидактическом отношении буквари Ва¬силия Бурцева, Федора Поликарпова, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Отличительной чертой их было то, что они не только учили читать, но и содержали на-ставления по этике.

Появляются учебные пособия и для повышенных школ, среди них — по грамматике, риторике, истории, географии, иностранным языкам, в частности, латинскому. Особой известностью пользовалась граммати-ка Мелентия Смотрицкого, напе¬чатанная в 1648 г. «В XVI — XVII вв. появились учебные пособия по математике — «Цифирная счетная муд-рость», «Считание удобное», «Геометрия» Альбертуса Долмацкого [78, 55].

Период с XVIII до середины XIX в. стал временем кардинальных перемен в российском содержании образования, технологиях обучения.

Во-первых, в этот период произошло складывание принципиально нового содержания образования. Его важнейшим составляющим стала национальная культура. Величайшая роль в создании и утверждении но-вого содержания принадлежит М.В. Ломоносову. Помимо научных и литературных трудов, из¬вестных в школе, им написаны учебники, — не-которые из них использовались в школе десятилетия.

Во-вторых, в этот период складываются новые формы и методы обучения во всех школах.

В области начального образования важнейшие перемены в содер-жании и технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Им и под его руководством было подготовлено много учебников, пособий, таблиц для учащихся народных школ и учебных пособий для учителей. Им были предложены многие новые формы и методы обучения. Многое сделал он и для введения в России класcно-урочной системы.

В первой половине XIX века наиболее значительную роль в разви-тие содержания и технологий первоначального обучения внесли Е.О. Гугель, своими учебниками [31, 32], и В.Ф. Одоевский [79] своими книгами, методическим разработ¬ками.

Крайне сложным было становление содержания в средней школе. На протяжении этих десятилетий оно менялось много¬кратно, причем нередко противоположным образом. Но в любом случае общую тенден-цию его в этот период можно определить как становление неоклассиче-ского содержания образования.

В высшей школе основу содержания составила наука. Как важный момент надо отметить, что обучение в Московском университете шло на русском языке.

С середины XIX в. началось формирование современного содер-жания и технологий обучения. (Заметим, что отношение этого содержа-ния к содержанию XVIII в. примерно таково же, как и отношение лите-ратуры XIX в. к литературе XVIII в.)

Важнейшие перемены в содержании образования этого пе¬риода связаны с деятельностью К.Д. Ушинского, который выра¬ботал его глав-ные принципы: народный, научный и православ¬ный характер его, дос-тупность ученику, нравственное и разви¬вающее начало и др.

Самое существенное изменение в содержании начального образо-вания состояло в том, что значительно был расширен его объем и пред-назначение. Оно стало служить не средством выработки умений писать, читать, считать и петь, а средством знакомства ребенка с окружающим миром, средством его духовного, нравственного и умственного разви-тия.

Дидактические идеи, выдвинутые К.Д. Ушинским, были реализо-ваны им в его учебниках «Родное слово» и «Детский мир».

Им же были предложены новые технологии обучения в на¬чальной школе, которые должны были служить не только це¬лям формирования знаний и умений, но и целям развития (идея «развивающего обучения») и воспитания (К.Д. Ушинский считал, что первоначальное образование в первую очередь должно формировать ребенка духовно и нравственно, вырабаты¬вать в нем «мировоззрение», готовить к труду, а потому само должно быть серьезным трудом ученика).

Большой вклад в развитие содержания и технологий обучения внес Л.Н. Толстой, который организовал начальную школу в Ясной По-ляне, где ему удалось реализовать свои идеи на практике [См.: 100]. Им также были написаны прекрасные учебники для начальной школы.

К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой своими теоретическими и практи-ческим работами существенно изменили взгляды на со¬держание и тех-нологии обучения в начальной школе. А их идеи стали основой даль-нейшего совершенствования этих компонен¬тов образования, что нашло отражение в деятельности многих педагогов перед революцией, подго-товивших свои прекрасные учебники для начальной школы, — учебники В.И. Водовозова, H.A. Корфа, С.И. Миропольского и др.

Основную тенденцию развития содержания образования в средней школе можно определить одним вектором: от неоклас¬сической и реаль-ной школы к школе национальной.

Как известно, идеологами классического, правильнее неокласси-ческого, содержания выступили многие известные деяте¬ли России, в том числе и Н.И. Пирогов. И это направление педа¬гогической мысли было реализовано на практике министром просвещения России 60 — 70-х гг. Д.А. Толстым.

Немало было в России теоретиков реального образования. Его наиболее видным идеологом был Д.И. Писарев. Многие ученые высту-пали в его поддержку, в том числе и Д.И. Менделеев [71].

Наконец, работы К.Д. Ушинского заложили основу формирования национального образования в России. И хотя идеи К.Д. Ушинского о «необходимости сделать русские школы русскими», не были услышаны при его жизни, но в начале XX века переход на национальное содержа-ние уже становится состоявшимся фактом. Это особенно ярко видно в проектах реформ П.Н. Игнатьева и Временного правительства. (В этой связи особый интерес представляет деятельность А.А. Мусина-Пушкина. Умный и убежденный сторонник классического образования, он многое сделал для его реформирования и приспособления к требова-ниям жизни [72] в начале XX в. в России. Однако в 10-е гг. он приходит к выводу, что основной школой должна быть национальная школа, а классические гимназии – по одной – работать только в губернских горо-дах) [73].

Высшая школа России этого времени была и центром науки и цен-тром просвещения. Важнейшим, определяющим элементом ее техноло-гий было то, что студенты не только изучали здесь науку, но и активно участвовали в научном поиске, в научной работе со своими преподава-телями – учеными.

Бурным развитием технологий отмечено начало XX века, когда в рамках реформаторской педагогики шел активный поиск новых форм и методов обучения и воспитания.

В целом же, содержание образования, сформировавшееся в этот период, оказалось настолько эффективным с педагогической точки зре-ния, что новая школа, появившаяся после Ок¬тябрьской революции, спустя более десяти лет, фактически вер¬нулась к основам дореволюци-онного содержания образования, исключив из него Закон Божий и клас-сические языки. Также стали использоваться и многие технологии, отра-ботанные в это время.

Серьезными поисками нового содержания и технологий отмечены и послереволюционные годы.

В 20-е годы была предпринята попытка коренным образом пере-строить содержание, формы и методы работы школы. Было разработано новое содержание – знаменитые комплексные программы, введены но-вые технологии обучения: метод проектов, бригадно-лабораторный ме-тод и т.д. Хотя определенный педагогический эффект от их применения и был достигнут, но в целом они не оправдали себя, и в начале 30-х гг. российская школа перешла на содержание и технологии, выработанные еще до революции.

Серьезные успехи достигнуты в разработке содержания и техноло-гий обучения после 30-х гг. Так было выработано со¬держание и техно-логии воспитания и обучения в детских садах. Работы Л.В. Занкова — создание новых программ, учебников и методов обучения — позволили перейти на 3-х летний срок обучения в начальной школе.

Принципиально новое содержание и технологии обучения были разра-ботаны В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным [35] и их сотрудниками.

Было существенно обновлено и усовершенствовано содержание образования в средней и высшей школе, отработаны многие технологии.

Следовательно, характеризуя развитие содержания и тех¬нологий, можно утверждать, что в целом они отвечали целям и задачам, которые выдвигались и ставились в каждое новое историческое время перед рос-сийской школой. При этом надо отметить такие черты российского со-держания образования, как его высокий интеллектуальный уровень

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»