Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Русская гимназия 19 века

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


напол¬няется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском пони¬мании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия — идеи коэволю¬ции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реали¬зовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших классах. Именно здесь закладываются основы ин¬теллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформиро¬ван уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пи¬рамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неос¬новные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессио¬нальное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества ве¬лики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцен¬тристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гума¬нитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель — ученик (от объектных к субъ¬ектно-объектным).

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в обра¬зовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизвод¬ство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов — при¬витие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обу¬словлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно стано¬вится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более эгалитар¬ной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягча¬ются.

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопре¬деляющим их будущий статус. Формальное обоснование этого — уровень способно¬стей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной куль¬туры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первич¬ной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными ти¬пами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обу¬словлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к ко¬торым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам не¬одинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтвержда¬ется, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные ор¬ганизационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выпол¬нении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

Функции образования в производственно-экономической сфере

Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С коли¬чественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессио¬нально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между пере¬производством и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессио¬нальную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подго¬товки, массовую практику обучения профессии “на месте” без научных основ и творче¬ских навыков. Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными отноше¬ния внутри групп и между ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индиви¬дов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работни¬ков и связана во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредст¬венно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.

Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. В неидеальной ситуации это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточ¬ного образования и ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.

Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования в эко¬номике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, инфор¬мации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное содержание нефор¬мального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содей¬ствовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благопри¬ятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам биз¬неса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюд¬жета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отра¬жаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет рождает унифика¬ции, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образователь¬ных структур. Частичный перевод школы на местный бюджет вызвал активную разра¬ботку в содержании образования регионального и местного компонентов.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными под¬системами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечива¬ются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы и на “внеобразовательное” пространство (раньше — материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т. п., теперь — поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный бюджет за¬крывается или не обеспечивает должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны осваивать программы начальной школы и попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать личностные и социальные последствия такой си¬туации?

Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вно¬сить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение со¬циально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические кри¬терии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являю¬щиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли. Система образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система педобразования в СССР осуществляла выпуск учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жи¬лищных проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следст¬вие этой же практики — высокая профессиональная текучесть учителей.

Функции образования в сфере культуры

Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию тех¬нологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объе¬мах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объек¬том передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами) типы куль¬туры, например, доминантная, школьная, профессиональные.

Инновация в сфере культуры осуществляется через школу избирательно. Общест¬венная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в куль¬туре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»