Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Рязанский Кремль

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


церковь Святого Духа, построенная также в ХVII веке.

Такова в целом история комплекса Рязанского Кремля, дошедшего до наших дней.

Все памятники Кремля постоянно изучаются и реставрируются. При этом открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских мастеров прошлого. Так заглянем же в древнюю книгу истории. Сопроводим каждый памятник Кремля на пути его возникновения.

ПО ПЕРЕЯСЛАВСКИМ УКРЕПЛЕНИЯМ

В давние времена «город» был окружен не только валом, но и стенами и башнями. На том месте, где сейчас стоит соборная колокольня, раньше стояла Глебовская башня.

«Это была каменная башня 8,5 сажень длины и 6 сажень ширины. В ней были Глебовские ворота, а в воротах калитка. Ворота запирались железным засовом, а калитка- маленьким, тоже железным засовом и висячим замком. На стене у Глебовской башни висел вестовой колокол в 11 пудов.

Если ехать от «города» через Глебовские ворота, то у ворот попадешь на дубовый мост с перилами, он назывался Глебовским. Сделан он был над глубоким сухим рвом. По ту сторону моста были опять ворота, с дубовыми вереями и сосновыми притворами, крытые тесом. Ров этот сухой и сейчас есть, есть и мост, только не деревянный, а каменный.»[ ]

Над Глебовскими воротами была каменная часовня, в которой располагался образ Пресвятыя Богородицы. Одигитрия. Образ этот является чудотворным. В настоящее время он находится в церкви святого Илии пророка.

Про Глебовскую башню ходят следующие легенды. «В 1521 году крымский хан Магмет Гирей осуществлял набег на русскую землю, перешел Оку и подступил к Москве. Князь Василий поехал собирать полки, а в Москве остались бояре. Стал Магмет около Москвы села. Деревни жечь, разорять, бросился народ в Москву: теснота там поднялась, давка, суматоха, хотели было бояре стрелять в татар из пушек, да на грех еще пороху не хватило. Подумали бояре и стали с Магметом переговариваться, а Магмет им говорит, что тогда уйдет он от Москвы, если дадут они ему грамоту, а чтобы в грамоте той было написано, что князь московский обязуется платить ему дань. Бояре Магмету такую грамоту дали, и сейчас же он ушел от Москвы некий литовец, именем Евстафий Дашкович, он привел с собою днепровских казаков. Задумали они с Магметом взять Переяславль хитростью: послал Дашкович к переяславцам звать их покупать пленных; это затем, чтобы как придут они за пленными, под шумок вместе с ними пробраться в город. А Магмет задумал заманить к себе московкого наместника. В ту пору в Переяславле уже не князь сидел, а московский наместник, и им был Хабар Симский. Приказал ему хан явиться к нему в стан потому де, что великий князь теперь его данник, а Хабар великого князя холоп и должен и его слушаться, и на грамоту ссылался. А Хабар не поверил речам татарских послов о грамоте московских бояр и сказал, чтобы ту грамоту ему показали, и татары дали грамоту ему в руки. А тем временем Евстафий подошел уже к Переяславлю и, чтобы лучше заманить переяславцев, выпустил несколько пленных. Пленники побежали в город, татары бросились за ними, кричат, чтобы отдали им пленных. Переяславцы отдали. В это самое время пушкарь, немец Иордан, стал стрелять в татар. Татары испугались, разбежались. Хан рассердился, но Иордан не выдавал пушкаря. Видит Магмет: хитростью Переяславль не возьмешь, и ушел, а грамота московских бояр так и осталась у Хабара. Стрелял Иордан, говорят, с Глебовской башни».[ ]

К северу от Глебовской башни стояла глухая, без ворот Спасская башня, на том углу, который был обращен к Спасоярскому храму. У нее на крыше была маковица, опаянная белым железом, и прапор- железный значок вроде флага. На этой башне был нерукотворный образ Спасителя, который в настоящее время хранится в Спасоярском храме, у правого клироса.

«Сажень на 114» от Спасской башни стояла Тайничная башня, предположительно там, где спуск к пароходным пристаням на Трубеж, когда их туда переводят в период половодья. Это была деревянная четырехугольная башня высотой в 6 сажень, а длиной и шириной в 3,5 сажень. Называлась она Тайничной потому, что в ней был тайник, деревянный, чтобы ходить за водой на Трубеж. Тайничная башня была проезжая, с деревянными створчатыми воротами, которые запирались железным засовом и висячим замком.

«От Тайничной башни было 47,25 сажень до угольной Духовской башни. Эта башня, тоже деревянная, была восьмиугольная, шириной и длиной по 4,5сажень, а вышиной 8 сажень; крыша на ней была шатром. Она стояла недалеко от церкви святого Духа, а от нее на 24,25 сажени стояла Ипацкая проезжая башня.

За Ипацкой башней было еще три башни; все эти башни были глухие без ворот».[ ] «На 56,25 сажень от третьей глухой башни на том углу Кремля, что выходит к теперешней Дашковской богадельне, стояла Всесвятская глухая башня, деревянная, восьмиугольная, с крышей-шатром.

Рядом с Всесвятской башней стояла Рязанская проезжая башня. Крыша у нее была шатром, сверх шатра был сделан выход, где висел вестовой колокол в 10 пудов. На самой верхушке была маковица и прапор, опаянные белым железом. В этой башни были «Рязанские» ворота.[ ]

На том месте, где сейчас стоит Успенский собор, до 1692 года стояла зелейная (пороховая) палата; кроме нее была еще другая палата, в ней хранилось оружие. Эти палаты были каменные, одна из палат имела железную дверь, другая- деревянную. Кроме пороха и горючей серы в них хранилось и оружие: пищали, пистоли, мушкеты, карабины, копья, самопалы, латы и т.д. Кроме этого оружия, в «городе» Переяславле хранились пушки, а на случай осады были заготовлены дубовые колья и кирпичный лом.

С той стороны города, где были Спасская, Глебовская и Введенская башни, около него был «большой острог», позже окруженный стенами с башнями.

Об переяславских укреплениях в старину много заботились: «бывало воеводам приказывали у города и острога худые места поделать, городовые тайники и колодезы чистить, чтобы в городе и в остроге в осадное время без воды не было, и ров около города и острога почистить, чтобы ров был не мелок. Еще лет 250 тому назад, в 1651 году, много было заделано худых мест в стенах и башнях».[ ]

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

Повесть «Хождение Пименова в Царьград», помещенная в летописи под 1389 г., вносит много нового в наши представления о Переславле Рязанском. Митрополит Пимен прибыл в Переславль водным путем, то есть по Оке. Он был встречен у города «Сынове великого князя Олега Ивановича Рязанского»: затем тут же: «мало от своего места пришедшим,- повествует рассказчик, - и срете нас с великою любовию сам князь велики Олег Иванович, и з детми своими, и з бояры»...»Еремей епископ Рязанский Гречин «встретил митрополита еще до Переславля на границе рязанского княжества у города Перевитска «и пришедшим нам ко граду Переславлю, и сретоша нас со кресты, пришед же митрополиту в соборную церковь и молебна совершив, и пирова у великого князя».

В приведенном выше отрывке из «Хождения Пименова в Царьград» имеются сведения о древнейшем памятнике Переславля Рязанского- Успенском соборе.(переименован в Христорождественский)

Хорошо известно, что ныне существующий Успенский собор был построен в конце ХVII в. группой мастеров, возглавлявшейся талантливейшим зодчим того времени Я.Г. Бухвостовым. Все авторы, писавшие об архитектурных памятниках современной Рязани, говорят, что в связи с постройкой этого собора, ранее существовавший каменный Успенский собор был переименован в Христорождественский. Последний неоднократно перестраивался и потому дошел до нас, имея внешнее обличие здания начала ХIХ в. (1826 г.)

В литературе высказано весьма правдоподобное предложение, что первый Успенский собор в Переяславле был выстроен великим князем Олегом (следовательно, до 1389 г., когда произошла торжественная встреча митрополита Пимена) в связи с переносом столицы княжества в этот город. Как известно, сам князь Олег с женой были похоронены в Солотчинском монастыре, что отмечено даже московским летописным сводом конца ХV в. Его сын Федор Ольгович, скончавшиуся в 1427 году, был первым среди других членов княжеской семьи похоронен в Переяславском Успенском соборе; каменные гробницы рязанских князей и княгинь ХV- ХVI вв. Существовали в Успенском (ныне Христорождественском ) соборе вплоть до ХVIII в.

О наличии в конце ХV в. в Переяславле соборной церкви во имя Успения мы имеем прямое свидетельство в виде надписи на покрывале (’’ воздухе ’’): « В лето 6993 (следовательно, 1485 год) индикта 3 сей воздух создан бысть в церковь Успения Святой Богородицы в граде Переяславле Рязанском...». Собор упоминается и в первой половине ХVI в., когда рязанский епископ Иона был переведен служить в Успенский собор.

При введении патриаршества на Руси рязанский епископ ( Митрофан ) получил в 1589 г. сан архиепископа. По- видимому, в сязи с этим он предпринял перестройку Успенского собора с целью придать ему большую торжественность и пышность. В записи, относящейся к 1598 г., можно прочитать следующее: « Да перед Архиепископли вороты церковь соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы каменна новая, сооружает ее Архиепископ Митрофан да в пределе Христова Мученика Федора Тирона». Придел Федора Тирона упоминается при соборе и раньше. Можно думать, что он был устроен еще князем Федором, сыном князя Олега, следовательно, между 1402 и 1427 гг.

Из документа, дотированного 1598 г., неясно, был ли храм построен вновь или он перестраивался. Думается, что имело место последнее, так как в той же записи упоминаются гробницы рязанских князей внутри строящегося здания. Если бы прежний собор был деревянным и заменился в 1598

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»