Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Рязанский Кремль

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


Шаритину с его помощниками, но произведенные розыски уехавших заблаговременно из Переславля неудачных строителей установили, что они умерли. В связи с этим 18 января 1693 года были назначены торги на подряд по постройке нового собора. Вместе с О.Старцевым и Григорием Мазухиным из Москвы прибыл и Я. Бухвостов.

За оставшиеся зимние и весенние месяцы они разобрали остатки рухнувшего собора и уже 18 мая 1693 года заложили новый. Постройка собора могла быть в основном с успехом закончена в 2-3 года, однако строительство затянулось ввиду отвлечения зодчего другими постройками.

Я. Бухвостов закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года. За это время в соборе был установлен огромный иконостас, выполненный мастером-резчиком С. Христофоровым также «с товарищами». С ним еще в 1689 году был заключен подряд на изготовление иконостаса для собора, строившегося Шаритиным. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные работы для боковых глав собора.

Конструктивное решение верха нового Рязанского собора было неудачным: в течение всего последующего времени в архивных документах неоднократно встречаются известия о крупных ремонтах и мелких чинках в связи с конструктивными погрешностями в сводах. Исследовавший Рязанский собор (во время реставрационных работ 1952-1953 годов), архитектор П.А.Тельтевский считает, что в процессе его постройки произошло изменение первоначального творческого замысла, причины которого еще не совсем ясны. Не совсем удачно была построена также открытая паперть на подклете, которая уже в 1728 году обвалилась по периметру на протяжении 52 м.

Несмотря на это, новый собор в Переславле Рязанском явился не только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века.

Уклон территории Рязанского Кремля к югу вызвал постановку собора на высоком подклете. Благодаря этому весь объем собора должен был царить над застройкой Кремля, а величественный силуэт собора очерчиваться еще резче. Подобный архитектурный прием был положен в основу еще мастерами первого, рухнувшего собора, а затем повторен Я. Бухвостовым.

О. Старцев признал, что место для собора выбрано правильно и потому менять его при новой постройке не следует. Действительно, местоположение собора являлось чрезвычайно удачным. Сюда сходились основные городские улицы, а также дороги из Москвы, Старой Рязани, Астрахани. Собор, согласно старой русской традиции, завершал «перспективы» главнейших городских улиц. Постройка в 1789-1790 годах перед запасным фасадом собора высокой колокольни со шпилем, еще больше усилила значение собора в городском ландшафте. Этому же способствовала ясная кубическая форма собора.

Создавая композицию объемов собора, Я. Бухвостов исходил из общепризнанного образца- столичного Успенского собора. Он сохранил основные черты этого здания, ставшими типическими, - трехчастие западного фасада, членение южной и северной стен на четыре деления, пятиглавие. Но несмотря на традиционную схему, автор осуществил ряд нововведений, значительно менявших архитектурный облик зданий.

В своем сооружении он существенно изменил принятую ранее схему, отказавшись от венчающих здание закомар-кокошников, заменив их красивым декоративным карнизом, выполненным из кирпича, в виде узорных кронштейнов, поддерживающих верхнюю белокаменную плиту. Благодаря такому приему была сильнее подчеркнута и получил полную законченность кубическая форма собора.

Применение подклета было новостью для такого большого сооружения, каким является собор. Благодаря подклету, здание не только поднялось над городом, но еще резче обрисовался кубический силуэт собора. Трехчастные апсиды, опоясанные галереей, достигли лишь половины высоты собора, что соответствовало обычным для ХVII века архитектурным сооружениям частей храма. Благодаря своей сравнительно незначительной высоте, апсиды не нарушали общего силуэта здания, его четкой и ясной формы.

Возводя эту огромную постройку, Я. Бухвостов придал порталам, наличникам окон и другим деталям крупные размеры; при близкой точке зрения они кажутся чрезмерно большими, однако зодчий преодолел это впечатление посредством архитектурных приемов.

Как бы велики ни были древнерусские соборы и сколько рядов окон они не имели, они всегда производят впечатление зданий с единым внутренним пространством. Это достигается тем, что окна подобных зданий всегда носят второстепенный и подчиненный характер, а их обрамление не имеет самостоятельного значения. Я. Бухвостов расположил огромные окна друг над другом в три яруса. Благодаря отступу, образованному утонением стены под верхним рядом окон и перехватам на колонках как вверху, так и между окнами первого и второго ярусов, здание выглядит трехэтажным. Но эта этажность не нарушает общего архитектурного единства здания, так как наугольные колонки связывают все ярусы в одно целое.

Узорная белокаменная резьба, сосредоточенная в нижнем ярусе собора, преследует цель подготовить зрителя к тому, что откроется его взору внутри собора с его великолепным иконостасом, поднимающимся на всю высоту здания. Архитектурное убранство собора снаружи выглядит так, словно оно представляет собой вынесенный наружу иконостас, выполненный в камне.

До нас не дошла архитектурно-декоративная обработка подклета собора. Его разрушение началось вскоре после окончания строительства собора. Через сто лет, когда потребовалась капитальная перестройка этой части здания, она была осуществлена по проекту и при участии архитектора И.Ф. Русско. Чтобы представить себе декоративное богатство подклета, необходимо сравнить его с архитектурно-декоративным решением обходной галереи церкви в с.Уборы, выстроенной Я. Бухвостовым в эти же годы.

Совершенно построение оконных наличников. Ни один из них не повторяет ниже расположенного ни по форме, ни по убранству. Это обосновывается не желанием разнообразить украшения, а продуманностью всей архитектурной структуры здания. Наличники первого яруса по своему построению напоминают порталы.

Наличники окон второго яруса проще и меньше, хотя по общему своему контуру они схожи с нижними. Резьба покрывает лишь нижнюю часть их колонок, а также декоративные вставки под подоконниками, такие же, как вставки в первом ярусе.

Еще проще верхние наличники, совершенно лишенные резьбы. Лишь два характерных завитка с кружком между ними напоминают столь декоративные нижние тимпаны. Но витые колонки наличников сохраняют присущую всем прочим частям собора нарядность. Верхние наличники, согласно древней русской традиции, поставлены прямо на полочку-отступ. Благодаря этому они не висят на стене, а прочно опираются на ее выступе, что придает всей декоративной системе здания большую устойчивость и спокойствие.

Я. Бухвостов усложнил форму глав своего произведения. Боковые главы - двенадцатигранные, центральная же имеет шестнадцать граней. На ребрах граней стоят колонки с ...., опертыми на кронштейн. Эти элементы убранства встречаются и в некоторых других частях собора.

Следуя древней традиции, Бухвостов помещает барабаны глав на постамент, образованный небольшими колоколенками. Но эти кокошники, незначительно возвышаясь над завершающим карнизом собора, в перспективе не видны. Кресты глав собора - ажурные, прекрасного рисунка.

Внутри собор производит не менее сильное впечатление, чем извне, но в данном случае его архитектурно-пространственное решение сильнее зависит от своего прототипа - московского Успенского собора. Четыре круглые колонны-столба - с кубовидными капителями несут его своды. Еще пара столбов, но уже квадратных в плане, скрыта за иконостасом. Ярким свидетельством виртуозных способностей русских резчиков является иконостас, выполненный мастером С. Христофоровым, в виде ряда ярусов, поднимающихся вплоть до куполов. Его декоративная пышность находится в полном соответствии с внешним убранством собора. С. Христофоров создал нескончаемое количество вариантов из сплетающихся растений, цветов и плодов, среди которых особенно часто применяется виноградная лоза с гроздьями. Гранаты и другие редкостные плоды переплетаются с цветами, образующими декоративные гроздья.

Это значительное явление декоративного искусства получило значительное распространение во второй половине XVII века и обязано мастерам - белоруссам, приехавшим в Россию еще в середине XVII века и создавшим ряд великолепных произведений в этой области. Христофоров мастерски использовал декоративные приемы своих собратьев по искусству и создал захватывающее по декоративности и виртуозности произведение.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В Рязанском Кремле, помимо древнейшего Успенского собора, находится Архангельский собор. Первое письменное упоминание о нем в 1532 году было связано с тем, что епископ рязанский Иона слил «колокол к Архангелу Михаилу».[ ] В документе 1638 г. О соборе говорится: «на дворе (архиепископа дома) церковь собор Архангела Михаила каменна»; далее перечисляются гробницы похороненных здесь же рязанских епископов. «Подле церкви Архангела Михаила колокольница была каменна, оную архиепископ Антоний разбил (Антоний был в Переславле с 1621 по 1637 г.), а в то место сделал деревянную дубовую, круглую о осми стенах, брусеную с шатром». [ ]

Собор дошел до нас надстроенным в 1647 г., когда сильный пожар опустошил Переславль -Рязанский. О его древности говорит глубоко ушедшее в землю основание- первоначальный пол расположен сейчас на глубине 1,5 м. Вместе с тем известно, что здесь в 1482

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»